Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Общая характеристика законодательства и практики в странах ЕС и в странах-кандидатах

В странах ЕС и в странах кандидатах наблюдается тенденция разработки законов, которые закрепляют возможность обучения детей инвалидов в обычных школах с помощью создания специальных условий: дополнительные сотрудники – специальные педагоги, технические средства, обучение для учителей..

Страны можно разделить на три группы по законодательству об образовании:

  • Страны, законы и практика которых гарантируют возможность интегрированного обучения для всех или почти всех детей с инвалидностью это достигается путем создания всевозможных специальных условий в обычных школах. Это такие страны как: Испания, Греция, Португалия, Италия, Швеция, Исландия, Норвегия и Кипр.
  • Страны, в которых существуют и возможность обучения в обычной школе и система специальных школ. Интеграция достигается путем различных методов взаимодействия данных систем Это такие страны, как Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Австрия, Финляндия, Великобритания, Латвия, Лихтенштейн, Чехия, Эстония, Литва, Словения, Словакия.
  • К третьей категории относятся страны, в которых существуют две разные системы: система специального образования и система «обычного образования». Дети с инвалидностью обучаются в системе специального образования. Как правило, программа специальных школ отличается от обычной программы . Эти системы регулируются разными законами: Законом об образовании и Законом о специальном образовании. .Такие системы существуют или во всяком случае существовали в Швейцарии и в Бельгии.

Некоторые страны трудно отнести к какой-то категории – это германия и Голландия. До совсем недавнего времени они принадлежали к третьей категории, однако сейчас меняют политику в сфере образования в сторону второй категории.

В некоторых странах, например Дания, Италия, Норвегия основные положения законов, касающиеся интегрированного образования, были выработаны давно. В других странах эти положения разрабатываются сейчас.

Уже в 1980 s некоторые страны возложили на специальные школы функцию центров поддержки для обычных школ и учителей, которые обучают детей с инвалидностью. Большинство стран сейчас двигаются в сторону этой модели . Это такие страны , как Германия , Голландия , Финляндия , Португалия , Чехия .

В законодательстве Австрии, Голландии, Великобритании, Литвы закреплено право родителей выбирать тип школы для своих детей.

В некоторых странах внесены изменения в закон, чтобы передать обязанности по созданию специальных условий от центральной власти органам местного самоуправления или самим школам. Такие страны, как Великобритания, Финляндия, Голландия, Литва, Чехия. В Великобритании органы местного самоуправления предоставляют школе возможность самой распоряжаться школьным бюджетом, для того, чтобы учесть нужды всех учеников, включая учеников с инвалидностью.

Законодательство, касающееся интегрированного обучения в средней школе, сейчас разрабатывается в Австрии, Голландии, Испании.

Наблюдается тенденция к превращению специальных школ в специальные ресурсные центры по образованию детей-инвалидов. Они называются по-разному, и выполняют различные функции, например:

  • Проведение тренингов для учителей,
  • Разработка и распространение методов обучения,
  • Поддержка общеобразовательных школ и родителей,
  • Занятия с отдельными студентами;
  • Профориентация , трудовая подготовка.

У некоторых стран сложился богатый опыт деятельности таких ресурсных центров Австрия, Норвегия, Дания. Ресурсные центры обязаны взаимодействовать с обычными школами в Испании, предоставлять различные услуги обычным школам и самим детям с инвалидностью в Голландия, Греция, Великобритания.

Роль специальных школ как ресурсных центров зависит от системы образования в стране. В тех странах где таких школ почти нет, они играют роль национальных ресурсных центров.

Закон о специальном образовании Кипра предусматривает, что специальные школы должны строиться рядом с обычными школами для того, чтобы способствовать обучению детей с инвалидностью в обычных школах, для улучшения контакта между обычными и специальными школами.

В тех странах, где система специальных школ развита относительно хорошо, интеграция достигается посредством совместных мероприятий обычных и специальных школ. В таких системах трудно добиться полной интеграции и возможности обучения детей с инвалидностью в обычных школах.

В законодательстве Италии четко отражено право каждого ребенка-инвалида обучаться в обычной школе. Для этого итальянская система образования была реформирована и переориентирована на создание специальных условий в обычных школах.

В большинстве стран обучение детей с инвалидностью в обычных школах происходит в соответствии с индивидуальными образовательными программами, разработанными для каждого такого ребенка.

Специальные потребности классифицируются в соответствии с видами инвалидности. В Польше таких видов 10 в большинстве стран 6-8. Только в Лихтенштейне такая система не применяется. Однако в последние годы наблюдается тенденция отхода от определения специальных потребностей через медицинские показатели и большего учета образовательных возможностей.

Финансирование

Система специальных школ финансируется центральной властью в Германии, Голландии, Ирландии и Швейцарии. Также эта система используется в некоторых странах с неразвитой системой специальных школ: Кипр, Испания. Финансирование основывается на количестве студентов в данной школе и на виде инвалидности у детей, которые обучаются в данной школе.

В других странах деньгами на специальное образование распоряжаются органы местного самоуправления. Если орган самоуправления выделяет больше денег специальным школам, значит меньше денег останется на создание специальных условий в обычных школах. Это такие страны как Дания, Исландия, Норвегия, Швеция.

В некоторых странах средства на специальное образование перечисляются центральным правительством административно-территориальным единицам. Там органы ответственные за специальное образование распределяют эти средства. Такая система используется в Дании *для организации обучения детей с тяжелыми формами инвалидности, Франция (для создания условий в обычных школах),в Чехии, Словакии, Польше.

В Великобритании средства на специальное образование распределяются местными органами образования.

В некоторых странах деньги как бы привязаны к ребенку с инвалидностью. Чем тяжелее инвалидность, больше потребности, тем больше денег привязаны к данному ребенку. Родитель, выбирая где будет учиться ребенок, выбирает и куда пойдут деньги на его обучение. Такая система существует для некоторых детей в Австрии, Англии, Франции. Чехии, Люксембурге, планируется ввести такую систему в Голландии. В некоторых странах все обычные школы получают определенную сумму денег на создание условий для обучения детей с незначительными нарушениями. Такая система применяется в В Австрии (сумма зависит от общего количества учеников в школе), в Дании, в Швеции.

Выдержки из законов

Дания

Акт о начальных школах 1994 г. «Каждому ребенку гарантирован доступ к образованию Ребенку должны даваться задания в соответствии с его возможностями и уровнем развития. Школа обязана подготовить ребенка с инвалидностью к дальнейшему образованию или трудовой деятельности».

Великобритания

Закон об образовании 1996 г. Закон о специальном образовании инвалидов 2001 г. Дети инвалиды должны обучаться в обычных школах за исключением тех случаев, когда родители хотят отдать ребенка в специальную школу или обучение ребенка в обычной школе будет негативно влиять на результаты других детей. Школа не должна дискриминировать детей с инвалидностью. Администрация школы должна убедиться, что ребенок-инвалид не находится в ущемленном положении по сравнению со своими сверстниками, и для него создаются все необходимые условия. Каждая школа должна иметь в штате работника, который будет координировать работу с детьми-инвалидами.

Если ребенок с инвалидностью не может освоить стандарт образования (стандарты гибкие и могут быть адаптированы) для него создается индивидуальная программа, например больше ориентированная не на освоение общеобразовательных дисциплин, а на получение жизненных навыков.

Финляндия

Закон 1999 г.

Каждый имеет право на качественное образование соответствующее его возрасту, потенциалу и специальным потребностям.

Закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечить возможность получения образования для каждого ребенка. Это может быть сделано путем создания условий самим, переговоров с другими муниципалитетами или договоренностей с государственными специальными школами.

Дети с инвалидностью обучаются в обычных школах или им создаются специальные условия путем обучения в маленьких группах. Если в обычной школе создать условия невозможно, ребенок помещается в специальных класс или школу.

Исландия

В законе об образовании Исландии сказано, что дети с инвалидностью имеют право обучаться в тех же школах, что и дети без инвалидности.

Италия

Кроме права на образование для всех и права на обучение в обычной школе, законодательство закрепляет такой институт, как индивидуальный план образования, который разрабатывается совместно учителями, врачами и родителями для каждого ребенка инвалида. Все учителя школы будут обязаны следовать этому плану.

Находится в: Иностранное

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее