Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Юрист общественной организации «Верас» сопровождала четырех родителей детей с инвалидностью при обследовании и получении рекомендаций по образовательному маршруту.

Предварительно все родители получили юридическую консультацию и подготовились согласно рекомендациям: сняли видео с занятий с ребенком, прописали в характеристиках из детских образовательных учреждений и других организаций, где получает помощь ребенок, необходимость сопровождения ребенка взрослым.

Два ребенка из четырех посещают обычные детские образовательные учреждения в одном из районов области (Чкаловский район). Девочке с существенными нарушениями коммуникации поведения – аутизмом – в рекомендации включили: «…предусмотреть предоставление услуг тьютора на период адаптации ребенка-инвалида с ОВЗ в коррекционном образовательном пространстве...» (хотя ребенок посещает обычный детский сад). Другому ребенку – мальчику с ЗПС (задержкой психического развития) и проявлениями аутистического расстройства, было рекомендовано обучение в ДОУ по программе для детей с ЗПР и так же предоставление услуг тьютора. Родители были приятно удивлены тем, что Центральная ПМПК включила тьютора в рекомендации обоим детям.

Другой ребенок, девяти лет, не посещавший детский сад и школу, имеет сильные нарушения речи, интеллектуальные и моторные нарушения, аутизм. Этой девочке по результатам обследования прописали услуги тьютора при обучении в школе по адаптированной образовательной программе для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. У четвертого ребенка же не было установленного диагноза, но были явные признаки аутизма: микроцефалия, тяжелые нарушения интеллекта. На момент обследования – 13 лет, никогда не посещала ни сад, ни школу, на территориальной ПМПК ей несколько лет прописывали, что она необучаема. По итогам обследования в центральной ПМПК ребенку с инвалидностью были даны рекомендации по обучению ее в первом классе в школе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Однако помощь тьютора ей не была прописана.

Специалисты центральной ПМПК Нижегородской области в 2016 г. начали выдавать рекомендации по образовательному маршруту со ссылкой на вступающие с 01.09.2016 г. ФГОС начального образования для детей с ОВЗ и с интеллектуальными нарушениями. На протяжении последних трех лет при сопровождении детей родители и представители НКО обращались с просьбами прописать рекомендации о предоставлении услуг тьютора детям со сложными нарушениями в образовательном пространстве. Благодаря совместным усилиям НКО, Центральной ПМПК и ГБ МСЭ по Нижегородской области, ряду проведенных совместных мероприятий – обсуждений на круглых столах, рабочих встречах, совещаниях, родительское сообщество обращало внимание специалистов ПМПК и специалистов Министерства образования Нижегородской области о необходимости внедрения практики о предоставлении услуг тьютора детям с различными нарушениями развития, поведения и коммуникации и выдачи соответственных рекомендаций им. Эффективное и конструктивное сотрудничество НРООПДИМ «Верас» и Центральной ПМПК Нижегородской области в настоящее время вышло на новый уровень, когда специалисты понимают, что если на обследовании находится ребенок с аутизмом или указанными выше проблемами развития и по результатам обследования он действительно нуждается в предоставлении услуг тьютора, такие рекомендации стали реальностью. Нельзя не отметить и активность родителей, благодаря которым это сотрудничество стало более продуктивным.

По поводу реализации рекомендаций по сопровождению детей тьютором в образовательной организации надо сказать, что на сегодняшний день коэффициент расчета финансового обеспечения образования детей-инвалидов в Нижегородской области крайне низкий. Поэтому образовательная организация на сегодняшний день вряд ли сможет ввести новые ставки и расширить штатное расписание. Однако, в соответствии с имеющимися рекомендациями, организация вполне может предусмотреть такое сопровождение внутри штатного расписания, используя для этого ставку воспитателя, педагога и т.д. Главное, чтобы специалист на самом деле выполнял функционал тьютора для ребенка. В настоящее время НРООПДИМ «Верас», родители детей с инвалидностью Нижнего Новгорода и области в количестве около 250 человек обратились с письмом к Министру образования Нижегородской области и в Законодательное собрание региона с просьбой увеличить указанный выше коэффициент, чтобы дети с нарушениями развития смогли получать необходимый и достаточный объем полноценной коррекционной помощи и услуг по психолого-педагогическому сопровождению, в том числе и услуг тьюторов.

Роза Любимова,
юрист Нижегородской региональной общественной организации
поддержки детей и молодёжи «Верас»

Читать ещё по теме #ОПЫТ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее