Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

8 декабря 2015 в г. Перми, в рамках реализации совместного проекта РООИ «Перспектива» и ПРОБО «Пермское общество помощи лицам с расстройствами аутистического спектр» III национальная неделя ментальной инвалидности состоялся семинар для студентов «Право на образование людей с ментальной инвалидностью».

В семинаре приняло участие 18 студентов факультета правового и социально – педагогического образования, отделение «Право» Пермского государственного гуманитарно – педагогического университета.

В ходе семинара были рассмотрены такие понятия как «инвалидность» с точки зрения российского законодательства и международного права. В частности, различные подходы к пониманию инвалидности как медицинской проблемы в России и социальной модели в международном понимании. Также было раскрыто понятие «ментальной инвалидности» несмотря на то, что оно не используется российским законодательством, однако применяется и преподавателями, и практикующими юристами.

Работа на семинаре была посвящена международным документам, которые имеют универсальный характер и которые были выработаны международным сообществом для предотвращения дискриминации права на образование лиц с ментальной инвалидностью. Говоря о праве на образование, многие авторы отмечали, что люди с инвалидностью имеют равные права на получение образовании, однако данное утверждение не всегда было подкреплено соответствующими правовыми предписаниями.

Одним из первых международных актов, направленных на борьбу с дискриминацией в отношении прав лиц с инвалидностью была Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, принятая Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры от 14.12.1960. Согласно ст. 1 этой Конвенции, запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

Позднее, с принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах умственно отсталых лиц от 20.12.1971 на международной арене устоялся подход, согласно которого, за умственно отсталыми людьми наряду со всеми, закрепляется право на осуществление в максимальной степени тех же права, что и у других людей, в том числе право на образование и обучение.

09.12.1975 на 3447 (XXX) сессии Генеральной Ассамблеи ООН была Провозглашена Декларация ООН о правах инвалидов, ставшая первым международным документом, принятым ООН непосредственно с целью защиты интересов инвалидов в целом. Положения Декларации призывали уважению чести и достоинства людей с инвалидностью, а так же признанию за ними всей совокупности признанных на международной арене гражданских и политических прав наравне с другими людьми. Однако данный документ носил рекомендательный характер и не устанавливал четких норм относительно реализации права на образование, а также не содержал предписаний о необходимости приведения в соответствие с данными положениями норм внутригосударственного права отдельно взятых государств.

09.03.1990 участниками Всемирной конференции «Образование для всех» состоявшейся в Джомтьене, Таиланд, 5-9 марта 1990 года с целью удовлетворения базовых образовательных потребностей всех людей была принята Всемирная декларация об образовании для всех согласно которой «потребности инвалидов в образовании заслуживают особого внимания, в связи с чем государствам-участникам Конвенции необходимо принять меры по обеспечению равного доступа к образованию для всех категорий инвалидов как неотъемлемой части системы образования» (ст.3).

В 1982 г. с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, на основе принятых в сфере реализации и защиты прав людей с инвалидностью актов Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН была разработана Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Цель программы была определена как «содействие эффективным мерам в целях предупреждения инвалидности, восстановления трудоспособности и реализации целей «равенства» и «полного участия» инвалидов в социальной жизни и развитии». Достижение указанной цели предполагалось посредством создания для людей с инвалидностью таких же условий жизни, что и для всего населения. Так, в области образования всемирная программа определяла необходимость организации обучения детей с инвалидностью, по возможности, в обычной школьной системе.

Аналогичного подхода со временем достигли и международные акты в области реализации и защиты прав ребенка. «Принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», в 1959г. была принята Декларация прав ребенка. 7 принцип Декларации провозглашает, что ребенок имеет право на получение образования, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Позднее указанное право получило детальную регламентацию и в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989г. Так, согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества; ст. 28 Конвенции, признает право ребенка на образование, а в положениях ст. 29 получили отражение принципы образования.

Однако если ранее речь шла только о праве на образование как об одном из неотъемлемых прав человека, реализация которого в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья осуществлялась посредством создания специализированных образовательных учреждений, то, принятая в 1994г. Саламанкская Декларация провозгласила, что лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в «обычных школах». При этом предполагалось, что «обычные школы с инклюзивной ориентацией» являются средством борьбы с дискриминацией в отношении рассматриваемой группы людей.

В настоящее время самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006. В статье 24 Конвенции закреплено, что «государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».

По итогам семинара участники высказали свое мнение о необходимости создания условий реализации права на образование для лиц с ментальной инвалидностью. Тем не менее, участниками был отмечен и серьезный недостаток российской системы образования, которая еще не смогла адаптироваться к новым потребностям общества и требованиям международного законодательства.

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее