Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

15-го сентября этого года в силу вступил Кодекс административного судопроизводства (КАС).

Новый кодекс призван регулировать процессуальные права и обязанности граждан, юридических лиц, суда и др. участвующих в судопроизводстве по административным делам при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также – суды) административных дел.

  • о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций,
  • дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина,
  • прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В сферу регулирования КАС входят следующие категории дел:

  1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
  4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также – экзаменационные комиссии);
  6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
  8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
  9. О прекращении деятельности средств массовой информации;
  10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);
  11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащий депортации или реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение, о продлении срока пребывания иностранного гражданина в таком специальном учреждении;
  12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также – административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);
  13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
  14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Ранее все перечисленные категории дел регулировались Гражданским процессуальным кодексом. Однако законодатели посчитали, что вышеперечисленные категории дел имеют свои особенности и порядок регулирования должен быть отдельно законом. Также раздавались голоса о введении специальных административных судов по примеру некоторых стран запада, однако такой шаг отечественными законодатель пока не сделан.

Из главных отличий порядка судопроизводства по КАСу от порядка судопроизводства, осуществляемого ранее по ГПК РФ можно выделить важнейшие:

Ст. 125. Административное исковое заявление помимо обычного способа также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Ст. 142. В случае, если для правильного рассмотрения и разрешения административного дела необходимо присутствие в судебном заседании лица, которое по объективным причинам не имеет такой возможности, вопрос о его участии в судебном заседании разрешается судом (по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи при наличии такой технической возможности.

Ст. 120. Если надлежащим образом извещенное лицо, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом или признано судом обязательным, или надлежащим образом извещенный свидетель повторно не явились в суд без уважительных причин либо не сообщили о причинах неявки.

привод осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Привод не может применяться к несовершеннолетним лицам, беременным женщинам, лицам, которые ввиду болезни, возраста или других уважительных причин не в состоянии явиться в судебное заседание по вызову суда.

Правовое регулирование КАС не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях.

Статьей 107. Предусмотрены льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела

От возмещения издержек освобождаются:

  1. Административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп;+
  2. Общественные организации инвалидов, если они являются административными истцами и административными ответчиками, а также, если они представляют в суде интересы своих членов;
  3. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и ветераны военной службы, являющиеся административными истцами и административными ответчиками;
  4. Малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с законодательством о порядке учета среднедушевого дохода для признания граждан малоимущими, являющиеся административными истцами и административными ответчиками.

Одной из наиболее обсуждаемых и спорных особенностей КАС РФ является требование о наличии высшего юридического образования представителей (ст. 55 КАС РФ) в отличие от применяемых ранее положений ГПК РФ. Тоже касается и АПК РФ, который ориентирован не на граждан, а на финансово более состоятельных субъектов – предпринимателей, но даже при этом не устанавливает таких ограничений. Разработчики объясняют эту новеллу сложностью административных споров. Однако на деле она может расцениваться как попытка государства отбить у граждан и их организаций желание лишний раз судиться с гос. органами и учреждениями, так как услуги юристов, естественно, стоят денег. Представители общественных правозащитных организаций и проч. НКО, которые зачастую не всегда имеют юридическое образование, от участия в делах, рассматриваемых по КАС РФ, фактически отсекаются. Это однозначно сузит возможности НКО защищаться от произвола чиновников, учитывая тот факт, что по ряду дел участие представителя является обязательным. В случае несоблюдения этого требования заявление может быть оставлено без движения, возвращено, а действующее производство – приостановлено (ст. 58, ст. 129-130 КАС РФ).

«Положение об обязательном высшем юридическом образовании представителя является ограничением конституционного права на защиту любыми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), исходя из дозволительного типа регулирования правового статуса гражданина по принципу «разрешено все, что не запрещено законом». Этот вопрос был предметом рассмотрения в КС РФ, когда ограничение права на защиту в арбитражном суде связывалось с необходимостью привлекать к участию в деле только адвоката либо штатного сотрудника организации.

Соответствующее положение АПК РФ было признано неконституционным Постановлением КС РФ от 16 июля 2004 года № 15-П и впоследствии было отменено.

Также в отличие от ГПК РФ, особенно сложные споры уже в суде первой инстанции будут рассматриваться коллегиально (ст. 29 КАС РФ). Это относится к категории дел:

  • об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • о расформировании избирательных комиссий;
  • об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов Госдумы или о результатах федерального референдума;
  • направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
  • решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • рассматриваемые Дисциплинарной коллегией ВС РФ.

Суды апелляционной инстанции будут рассматривать дела, как и сегодня, коллегиально в составе трех судей (ч. 3 ст. 29 КАС РФ).

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее