Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

На вебинаре «Перспективы» шла речь о том, чего ожидать от нового закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» и как им пользоваться.

Вели вебинар юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен и приглашённый эксперт – юрист Центра лечебной педагогики Павел Кантор.

Тема вебинара: «Новый закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»: ожидания и опасения»

Начиная беседу, Линь Нгуен напомнил участникам вебинара, что правовые основы социальной помощи изменились в связи с принятием нового закона «Об основах социального обслуживания», который заменил собой два старых закона – «Об основах социального обслуживания» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Павел Кантор предложил рассмотреть концептуальные изменения, которые принёс новый закон.

По его словам, при разработке новых нормативов шло столкновение двух концепций: со стороны общества был запрос на изменение плохо функционирующей системы соцзащиты, а со стороны самой системы – «мы признаем критику, но как бы сделать так, чтобы ничего не изменить?»

«Результат получился компромиссный, – отметила эксперт. – Новый закон можно применять так, что вроде все ныне действующее будет все соответствовать, с другой стороны – в этот закон заложены серьёзные ключевые моменты, которые могут значительно преобразовать эту систему, но, конечно, если граждане и общество не будут пассивны».

Перечисляя новеллы, Павел Кантор назвал большую степень открытости системы социального обслуживания, в отличие прошлых времён, когда на многие учреждения социальной защиты были жалобы именно в связи с ее закрытостью. В новый закон заложено, что информация о тех же интернатах  должна раскрываться, что перечень социальных услуг должен быть открытым, тарифы – открыты, перечень негосударственных поставщиков социальных услуг – тоже открыт.

Теоретически и раньше негосударственные организации могли участвовать в оказании услуг по социальному обслуживанию, но новый закон впервые закрепил эту норму концептуально, зафиксировав факт участия негосударственных организаций в этой сфере.

«По известному мне опыту зарубежных стран, это вполне коммерческий рынок, и ничего в этом нет странного, – отметил Павел Кантор. – Отношение к социальной помощи как к некоей благотворительности идёт из традиций прошлых веков, когда считалось, что каждый выплывает сам и только самым бедным и несчастным можно из милости как-то помочь. Сейчас это услуга, которая стоит денег и которую оказывать выгодно, если все устроено нормально, существует конкуренция, и это выгодно прежде всего получателю социальных услуг». Эксперт уверен, что многое ещё должно произойти, много надо сделать, но в новом законе уже сделана попытка открыть систему, продекларировать привлечение на этот рынок негосударственных игроков – поставщиков социальных услуг.

Кроме того, новый закон предусматривает индивидуальность и адресность услуг. То есть услуга оказывается не людям с инвалидностью, многодетным семьям или ветеранам, а каждому конкретному получателю в зависимости от того, какая услуга ему нужна. Теоретически система должна ориентироваться на человека, а практически – для каждого должна быть разработана индивидуальная программа получателя социальных услуг, где должны быть указаны конкретные перечень услуг, в которых нуждается данный получатель, и перечень возможных поставщиков, к которым он может обратиться за получением этих услуг, а также оценка их качества.

Пока юристы говорят, что ещё не было обращений граждан с составленной индивидуальной программой. «Либо все работает идеально, что весьма сомнительно, либо пока программы не составляются или люди не осмыслили сложности при составлении и получении программ, – считает эксперт. – Подозреваю, через какое-то время пойдут споры и конфликты, и тогда мы поймём, какие в законе есть болевые точки».

Согласно ст. 15, получатель услуг – нуждающийся гражданин, если он утратил возможность самостоятельно осуществлять основные жизненные потребности, если в семье есть люди с инвалидностью и дети, нуждающиеся в помощи. Иными словами, отныне закон исходит из того, что в помощи нуждается не один человек, а семья, в которой есть этот проблемный человек. Отсюда и предлагаемое решение: не переместить человека в то место, где ему будут оказывать услуги (по уходу, например), а помогать семье, чтобы человек продолжал жить дома. Например, в семье есть человек, злоупотребляющий алкоголем, и он считает, что ему хорошо, но дети и другие члены семьи страдают, то они признаются нуждающимися и могут рассчитывать на получение помощи.

Ещё один плюс нового закона – отныне обратиться за оказанием услуги может не только сам гражданин, но и другие граждане в его пользу, например, соседи или дальние родственники. Скажем, сообщить, что в подъезде живёт одинокая бабушка, которой явно нужна помощь. Правда, были опасения, что это может превратиться в систему тотального контроля государства за жизнью граждан, но здесь есть очень важный нюанс: услуга оказывается только в случае добровольного согласия гражданина. То есть он имеет право от услуги отказаться. «Есть люди, которым очень сложно попросить, – комментирует юрист. – Закон теперь даёт возможность кому-то попросить за него и защищает право человека в том числе помощь не принять».

Для получения услуг отныне гражданину составляется Индивидуальная программа получателя социальных услуг (ИППСУ). Юристы просят не путать эту программу с ИПР, заключением ПМПК или индивидуальным образовательным маршрутом. Социальные услуги делятся на 8 категорий:

  • социально-бытовые (уход, приготовление пищи);
  • социально-медицинские (сохранение здоровья, санитарно-гигиенические процедуры – не путать с реабилитацией людей с инвалидностью и медицинской помощью);
  • социально-трудовые (помощь в профориентации, трудоустройстве);
  • социально-психологически (коррекция поведения человека, который может находиться в угнетённом состоянии, что не позволяет ему нормально выстроить жизнь);
  • социально-педагогические (работа с детьми);
  • социально-правовые (юридические услуги, позволяющие наладить нормальную жизнь – вступление в наследство, раздел имущества и пр.);
  • срочные социальные услуги (то, что нужно прямо сейчас – еда, временное жилье, помощь психолога);
  • содействие в решении проблем, не связанных напрямую с социальной защитой.

Последний пункт хоть и обозначен теоретически, исполнители ещё не очень ясно представляют, что и как нужно делать. Имеется в виду содействие гражданину в обращении в полицию, в коммунальные службы, помощь в сборе необходимого пакета документов и т.д.

Перечень услуг формируется в каждом субъекте. По городу Москве есть приказ №1069 от 24 декабря 2014 года с перечнем услуг, утверждённым на уровне субъекта. Но этот перечень не закрытый, он может быть дополнен или изменён в зависимости от потребности, рассказал Павел Кантор. «Если мы видим, что какая-то услуга нужна, а ее нет, значит, нужно писать, обращаться на уровень субъекта для внесения ее в перечень. Например, в Москве есть большая потребность в сопровождении ребёнка в школу и из школы, и тем более есть особые потребности у ребёнка с инвалидностью – было бы резонно включить эту услугу в перечень».

Что касается поставщиков социальных услуг, то в законе записано, что если не существует государственной организации, которая оказывает данную услугу, то можно привлечь негосударственную организацию, которая оказывает данную услугу. «Это должно стать нормой, – уверен эксперт. – Чтобы чиновник не мог сказать – хорошо бы, но у нас этого нет. У вас нет – закажите там, где есть, в НКО». Гражданин может и сам обратиться за услугой в НКО. Если по закону он получает данную услугу бесплатно или с частичной оплатой, то государство эти расходы компенсирует. Тарифы утверждаются тоже субъектами, и пока они подошли к этому вопросы достаточно формально. Например, в Москве просто взяли число получателей услуг, свой бюджет на эти цели – и поделили. Получилось, что и услуги нянечки, и услуги адвоката оцениваются в 315 рублей в час. В Московской области чуть дороже – 420 рублей в час. Юрист Павел Кантор уверен, что к расчёту и формированию тарифов стоит подойти более взвешенно и дифференцированно, чтобы сложилась действительно конкурентная среда. Потому что пока у государственных организаций положение гораздо выгоднее: им не приходится нести те расходы, которые ложатся на плечи НКО. Однако если по низкому государственному тарифу услуги не будет, а негосударственные поставщики выставят совсем другую сумму, тарифы придётся менять, и это уже будет выгодно всем, уверен эксперт.

Организация, претендующая на оказание социальных услуг, должна быть включена в реестр. Для этого требуется собрать довольно большой пакет документов. Теоретически реестр должен быть размещён в интернете, чтобы любой желающий мог получить эту информацию в любой момент.

Ещё один нюанс, на который обратил внимание участников вебинара юрист: новый закон не содержит исчерпывающего перечня услуг или категорий нуждающихся. Формирование этих списков отныне лежит целиком и полностью на субъектах Федерации. Поэтому если гражданину сообщают, что из-за нового закона он не может воспользоваться некоей услугой – скорее всего, причина в местной власти, а не в законе.

У участников вебинара было немало вопросов, и Павел Кантор не менее получаса отвечал на самые сложные из них.

Вы тоже получите ответы на Ваши вопросы, если примете участие в наших вебинарах.

Непосредственно в вебинаре участвовали 49 человек из 19 городов:
Архангельск, Братск (Иркутская область), Владивосток (Приморский край), Воронеж, Киров, Лучегорск (Приморский край), Махачкала (Республика Дагестан), Москва, Нижнеудинск (Иркутская область), Нижний Новгород, Новосибирск, Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ), Псков, Самара, Ставрополь, Сыктывкар (Республика Коми), Тольятти (Самарская область), Улан-Удэ (Республика Бурятия), Уфа (Республика Башкортостан).

Те, кто по каким-либо причинам не мог принять непосредственное участие в вебинаре, регистрировались для получения видеозаписи и материалов вебинара.
Общее число слушателей – 
105 человека (36 НКО и общественных организаций, 7 учебных и гос. учреждений, 2 коммерч. организации, 7 родителей и др. частных лиц).

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ
к видеозаписи прошедшего вебинара, заполнив регистрационную форму:
вебинар 21.04.2015 – в 10:30 («Новый закон об основах социального обслуживания в России»)

Общая география вебинара 21 апреля 2015 – 29 городов и поселков (24 региона РФ):

Абакан (Республика Хакасия)
Архангельск
Барнаул (Алтайский край)
Братск (Иркутская область)
Владивосток (Приморский край)
Воронеж
Иркутск
Киров
Краснодар
Лучегорск (Приморский край)
Махачкала (Республика Дагестан)
Москва
Нижнеудинск (Иркутская область)
Нижний Новгород
Новосибирск
Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Оричи (Кировская область)
Пермь
Псков
Ростов-на-Дону
Самара
Сергиев Посад (Московская область)
Смоленск
Ставрополь
Сыктывкар (Республика Коми)
Тольятти (Самарская область)
Улан-Удэ (Республика Бурятия)
Уфа (Республика Башкортостан)
Хабаровск

Видеозапись вебинара 21.04.2015:

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее