1. Город Воронеж. При информационной поддержке юриста ВРООИ «Искра Надежды» Шаталовой Т.В. Исатова Е.А., мать ребенка-инвалида, после неоднократных отказов о выплате социальной пенсии ребенку-инвалиду и ежемесячных выплат матери по уходу за ребенком-инвалидом обратилась в Центральный районный суд г. Воронежа с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже.
Решением суда первой инстанции, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 13.02.2018 г., несмотря на то, что у истца нет постоянной регистрации по месту жительства, на что в отказах ссылался ответчик, обязал Управление Пенсионного фонда, обязано выплачивать истице ежемесячные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, ребенку выплачивать социальную пенсию. В резолютивной части суд указал, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
2. Ставропольский край. К вопросу обеспечения инвалидов сложными ТСР В соответствии со ст. 2 Конвенции о правах инвалидов, «разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы: а) начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида; b) способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Как следует из преамбулы к Федеральному закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 2 названного Федерального закона, предусмотрена социальная защита инвалидов как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 9 названного Федерального закона предусмотрена реабилитация инвалидов как система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов – система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
На основании ст. 11.1. указанного Федерального закона технические средства реабилитации используются для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида в целях социальной адаптации инвалида, интеграции его в общество.
3. Город Москва. О порядке доступа к медицинской информации В соответствии с ч. 1-2 ст.22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, получать на основании такой документации консультации у других специалистов, а также на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов (ч. 5 ст. 22 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
4. Город Москва. Гарантии предоставления специальных условий обучения детям-инвалидам В соответствии с ч.3 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п. 32 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; учителя-логопеда на каждые 6 – 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 – 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
|