Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Продолжение 

Примером, наглядно характеризующим качество предоставляемых людям с инвалидностью ТСР, является обращение матери ребенка с инвалидностью П., поступившее в организацию «Инватур» в конце 2014г. Вот цитата из ее письма:  «В октябре мы заказали одну пару зимней обуви. Спустя полтора месяца мне позвонили и сообщили, что обувь готова. Мы забрали обувь, но моя дочь не может в ней ходить.

Я хочу пожаловаться на качество обуви, сшитой для моей дочери. Самый главный недостаток – это плоская подошва, без протекторов. По моему мнению, это недопустимая характеристика для зимней обуви. Моя дочь, которая ходит только с моей поддержкой, в ботинках производства Протезно-ортопедического предприятия не смогла передвигаться вообще, подошва просто скользила по снегу, ноги у ребенка разъезжались в разные стороны – и это на снегу, а в нашей местности вообще-то и гололед часто бывает. Мех в ботинках искусственный. Вероятно, ботинки шились из того, что осталось на предприятии, выбора цвета нам не предоставили, сшили серые ботинки с розовыми вставками. Кожа розового цвета уже вытерлась, хотя девочка надевала обувь только один раз».

После получения этого обращения юристами «Инватур» было подготовлено обращение в Нижегородское региональное отделение ФСС РФ с просьбой дать оценку соответствия предоставленной ортопедической обуви, предъявляемым требованиям. В ответе регионального отделения ФСС указывалось, что при заключении Государственного контракта по обеспечению сложной ортопедической обувью инвалидов предприятие-изготовитель предоставило копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия, подтверждающие качество своей продукции. При этом в случае нарушения прав в результате предоставления ТСР ненадлежащего качества, их защита осуществляется в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителя. На это указывается в частности в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей",

 Права и законные интересы граждан, имеющих право на государственную социальную помощь и использующих в ходе ее реализации товары или услуги, подлежат защите в порядке, предусмотренном законодательством о защите прав потребителей. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг. Претензия с приложением вышеуказанного ответа была направлена изготовителю, после чего недостатки были устранены в кратчайшие сроки путем изготовления новой пары сложной ортопедической обуви.

Процедура получения качественных ТСР нередко требует от самого человека с инвалидностью знания характеристик ТСР, а также правовой осведомленности.

В течение 2014г. юристы «Инватур» неоднократно предоставляли юридические консультации по вопросам получения дорогостоящих колясок для детей с ДЦП, слуховых аппаратов и других ТСР на основе мониторинга и анализа информации о закупках, производимых региональным отделением ФСС РФ. Во многих случаях это позволяло гражданам относительно безболезненно добиваться получения указанных ТСР.

Так, в июле 2014г. в организацию «Инватур» обратилась мать ребенка с инвалидностью Е. В связи с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности. Вызванными ДЦП, ее 11-летний  сын, не мог пользоваться колясками, массово предоставляемыми организациями, отобранными фондом социального страхования на конкурсной основе. После анализа поступившего вопроса и информации. Содержащейся на сайте Нижегородского РО ФСС РФ перед органами БМСЭ был поставлен вопрос о корректировке ИПР ребенка. В результате в программу реабилитации были внесены характеристики, позволившие специалистам ФСС сформировать техническое задание и приобрести коляску. Необходимую ее сыну. В общей сложности процесс корректировки ИПР и получения ТСР занял около 4 месяцев. Для получения технических средств реабилитации, которые удовлетворяли бы индивидуальные потребности человека с инвалидностью и в максимальной степени компенсировали его ограничения жизнедеятельности необходимо прежде всего добиться внесения соответствующих рекомендаций в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Для этого перед составлением ИПР необходимо получить рекомендации специалистов о том, что человеку с инвалидностью необходимы, к примеру, слуховой аппарат или коляска, обладающие конкретными характеристиками. Нужно попросить лечащего врача, оформляющего направление на медико-социальную экспертизу, включить указанную информацию в этот документ. Как правило. Марка ТСР не указывается в ИПР, однако правовых препятствий к включению в Ипр его конкретных характеристик нет. Более того, как показывает практика  во многих случаях это просто необходимо, но зачастую, проблематично!

В случае отказа специалистов бюро МСЭ сделать это рекомендуем вам не подписывать индивидуальную программу реабилитации. В месячный срок с момента принятия решения вы можете обратиться в Главное бюро МСЭ по вашему региону, а в случае несогласия с решение Главного бюро в Федеральное бюро МСЭ.

Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N240, Территориальный орган ФСС в  15-дневный  срок,  с  момента  поступления заявления, рассматривает его и  в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению ТСР. Одновременно с уведомлением о постановке на учет высылается направление на получение (изготовление) указанного средства в организации, отобранной уполномоченным органом.

Указанный срок нередко нарушается, т.е. гражданину высылается или выдается уведомление о постановке на учет, а направления на получение ТСР приходиться ожидать длительное время после этого. Согласно ответам специалистов органов ФСС, задержки связаны с недостаточностью и несвоевременностью финансирования из федерального бюджета. В случае задержки с предоставлением ТСР гражданин вправе обратиться в прокуратуру или в суд.

В некоторых случаях для ускорения вопроса получения качественных ТСР, соответствующих индивидуальным потребностям человека с инвалидностью, и при наличии достаточных денежных средств значительное число ЛсИ приобретают для себя ТСР самостоятельно. Выбрав такой способ обеспечения ТСР, ЛсИ имеет больше возможностей для индивидуального подбора ТСР, однако важно учитывать, что компенсация, которая будет ему выплачена, может быть меньше полной стоимости самостоятельно приобретенного ТСР. Также  может возникнуть проблема получения компенсации вовремя.

Процедура определения размера и порядок выплаты компенсации регламентированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. № 57н «Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации». На основании пункта 4 утвержденного порядка размер компенсации определяется следующим образом.

Размер компенсации не может превышать стоимость аналогичных технических средств, приобретенных уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР (последней завершенной процедуры осуществления закупки). Если уполномоченный орган региона не проводил закупку технических средств, которые инвалид приобрел самостоятельно, ограничением размера компенсации являются результаты последней по времени осуществления закупки ТСР по федеральному округу. Если уполномоченные органы в федеральном округе не проводили закупку указанных ТСР, ограничением размера компенсации являются результаты по Российской Федерации. Данную информация размещается на официальном сайте РФ о размещении заказов в сети Интернет по электронному адресу: http://www.zakupki.gov.ru, а размеры компенсаций по конкретным ТСР можно уточнить на сайтах региональных отделений ФСС РФ, а также непосредственно обратившись в эти органы.

Компенсация выплачивается на основании заявления человека с инвалидностью либо лица, представляющего его интересы, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению ТСР. Кроме того, необходимо наличие документа, удостоверяющего личность обратившегося, ИПР и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата компенсации осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о выплате компенсации. Выплата осуществляется путем почтового перевода или перечисления средств на счет гражданина в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней со дня принятия заявления, т.е. с момента обращения до выплаты компенсации должно пройти не более 60 календарных дней.

 

На практике проблемы с выплатой компенсаций в установленные законом сроки встречается очень часто. Так, в РООИ Перспектива обратилась гражданка К., являющейся матерью ребенка с инвалидностью. В сентябре и октябре 2014 года она обратилась за компенсацией за самостоятельно приобретенные ТСР. Исходя из правил, ей к концу декабря должны были полностью выплатить компенсации. Решение о выплате компенсации было получено от органов соц. защиты почти без опоздания. Однако, сам процесс выплаты затянулся. Между тем, в декабре прошли новые закупки и в соответствии с ними цена на ТСР. А следовательно и суммы компенсации изменились в меньшую сторону. Причем очень значительно. Кроме того, с нового года функции по обеспечению граждан с инвалидностью ТСР  в московской области снова вернули ФСС, который выплатил ей компенсации после длительных споров, но уже по новым ценам, которые отличались от старых на 37 тыс. р. в меньшую сторону.

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее