Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Продолжение

Образование.

Инвалид I группы А., передвигающийся в кресле-коляске, получает высшее образование в университете по программе бакалавриата. Оплата получения образования осуществляется через отделение Фонда социального страхования, поскольку получение инвалидом высшего образования является его профессиональной реабилитацией (согласно Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая).

В соответствии с договором А. получает образование в дистанционной форме, то есть учебные задания и материалы и письменные работы он направляет в университет по электронной почте; промежуточную аттестацию (зачеты и экзамены) проходит с помощью Skype-конференций. Таким же образом получает консультации преподавателей. Так продолжалось в течение всего периода обучения. Вопросы стали возникать в связи с прохождением государственной итоговой аттестации (сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы). Форма прохождения итоговой аттестации договором не была оговорена.

Университет предлагает студенту лично явиться в вуз для прохождения итоговой государственной аттестации. Студент сомневается, в том, что это можно сделать, учитывая вопросы архитектурной доступности помещений вуза, сложности транспорта и финансовое бремя расходов по проезду и проживанию в другом населенном пункте, не по месту жительства.

Таким образом, возникает следующий вопрос: возможно ли прохождение государственной итоговой аттестации в дистанционной форме?

Разъяснения юриста:

Форма прохождения итоговой аттестации договором об обучении не была оговорена. Не оговорена возможность прохождения итоговой аттестации в форме Skype-конференции и в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 25.03.2003 № 1155.

О применении дистанционных технологий в договоре говорится в целом, но вот в какой мере возможно распространить его на правила о государственных экзаменах, это вопрос, на который в тексте договора и в приказе Минобрнауки нет прямого ответа. Обратимся к закону об образовании.

Согласно пункту 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании»:

Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Получение образования означает, в том числе, и прохождение итоговой аттестации.

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденному Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) специальные условия для обучения в вузе студентов с ограниченными возможностями здоровья указаны в разделе IV следующим образом:

54. Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем. Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть, как аудиторной, так и внеаудиторной.

И далее, к данной ситуации применим пункт 67 указанного Порядка:

67. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:

3) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Таким образом, нормы права не запрещают прохождения государственной итоговой аттестации в вузе в дистанционной форме. Если же ВУЗ настаивает на том, чтобы студент прибыл лично для прохождения государственной итоговой аттестации, то ВУЗ, следуя закону, обязан обеспечить условия беспрепятственного доступа в помещения, где будет проходить итоговая государственная аттестация.

Проблема доступности образовательных учреждений, не смотря на реализацию гос. программы доступная среда 2011 – 2015 гг., по которой планировалось сделать доступными для людей с инвалидностью лишь небольшой процент, осталась довольно острой. Лишь не значительное число образовательных учреждений входе проведении кап. ремонта провели ограниченный объем работ в этом направлении. Это объясняется как нехваткой средств на столь быструю перестройку такого огромного числа объектов, так и непонимания со стороны администрации школ и чиновников образования. Даже администрации тех учебных заведений, которые не против инклюзивного образования, считают или надеются, что их «минует сия чаша» и, когда придет такой обучающийся, тогда и надо будет решать этот вопрос.

Е. Шинкарева. Архангельск

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее