Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

По данным государственной статистики 2009 г., в 1500 российских домах престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах (далее - ПНИ) находятся 240 тыс. взрослых. Статистика по детям еще более впечатляющая.

По данным Государственного периодического доклада Российской Федерации в Комитет ООН по правам ребенка (2011 г.), в различных детских домах и домах-интернатах России постоянно находятся более 350 тыс. детей, из них более 200 тыс. - дети с нарушениями развития, прежде всего, психического. Важно отметить, что многие взрослые, страдающие психическими заболеваниями, лишены дееспособности и находятся под опекой. Так, в 2011 г. (по данным ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского) в России число лиц, находящихся под опекой в учреждениях, составляло 146 тыс. (9,1 % из 1.606.420 инвалидов вследствие психического расстройства), в т. ч. 122 тыс. взрослых - в психоневрологических интернатах, более 22 тыс. детей - в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей.

Таким образом, правовое регулирование полномочий, порядка деятельности ПНИ и реализация ими этих полномочий в отношении проживающих в них лиц с ментальными особенностями (в т. ч. признанных недееспособными) затрагивает права и законные интересы более 150 тыс. граждан. Эта цифра, конечно же, условная, поскольку неизвестно, сколько взрослых граждан с ментальными особенностями проживают именно в ПНИ – многие из них живут в обычных интернатах. Тем не менее, эта цифра, характеризуемая как минимальная, достаточно большая. Учитывая особенности данной категории граждан, безусловно имеющих большие трудности при реализации и защите своих прав, мы можем сделать вывод, что пробелы в данной сфере являются серьезной проблемой и требуют более детального правового регулирования.

В рамках данной статьи мы не будем рассматривать весь спектр проблем правового регулирования в отношении упомянутой выше категории граждан, остановимся только на одном вопросе. Это вопрос касается права на временное выбытие из ПНИ. Так называемого отпуска – свыше 24 часов и более. Данным правом пользуется, конечно, не все граждане данной категории, а лишь те, у кого есть родственники или друзья, готовые принять к себе в гости на время. Нельзя не отметить важность реализации такой возможности для людей с ментальными особенностями – проживающих в ПНИ. Для них это редкая возможность хотя бы на время вырваться из «казенного» учреждения, где, как правило, существует довольно жесткий режим и распорядок дня, и вернуться в социум, пожить в домашних условиях в окружении близких им людей. Трудно переоценить такую возможность и с точки зрения реабилитации, и социальной адаптации.

Основным законом, регулирующим порядок деятельности ПНИ, является ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН  ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ.

Статья 9, определяющая права получателей социальных услуг, гласит:

Получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Статья 44 Закона О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ определяет право и порядок выписки из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц с ментальными особенностями:

 (1) Основанием для перевода лица из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в аналогичное учреждение общего типа является заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационарном учреждении социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

 (2) Выписка из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, производится:

  • по личному заявлению лица, в том числе лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при наличии заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно;
  • по заявлению одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего, обязующихся осуществлять уход за выписываемым несовершеннолетним;
  • по заявлению законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно подать личное заявление, при условии, что его законный представитель обязуется осуществлять уход и (или) обеспечить осуществление ухода за своим подопечным.

В данной статье говорится только об окончательной выписке и ничего не упоминается о временном выбытии. Таким образом, на данный момент законом не предусмотрен порядок и право на отпуск получателем социальных услуг – проживающим в ПНИ. Но нет также  и запрета, и свое право на временное выбытие из ПНИ люди с ментальной инвалидностью могут реализовать на основании подзаконных актов. В соответствии с Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27.12.1978 N 145 (с изм. от 12.04.2007) "Об утверждении положений о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР" принято ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР:

П. 25. Временное выбытие из интерната престарелых, инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 1 месяца.

Но на практике нередко администрация отпускает и на больший срок, в т. ч. на основании региональных нормативно-правовых актов или даже локальных актов.

Так, согласно главе 4 пунктов 4.16, 4.17 Устава Государственного учреждения социального обслуживания «Дуниловичский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов», «Временное выбытие гражданина из психоневрологического дома-интерната производится по письменному заявлению родственников, заключению врача о возможности выезда и по согласованию с директором психоневрологического дома-интерната на срок не более трех месяцев в календарном году в общей сложности. В заявлении должно быть указано: срок отсутствия, даты выбытия и прибытия в дом-интернат, точный адрес, пребывания гражданина в течение всего срока временного выбытия и обязательство об обеспечении ухода за гражданином и своевременного его возвращения в дом-интернат. В случае выбытия из психоневрологического дома-интерната гражданина на срок свыше одного месяца (без отчисления из психоневрологического дома-интерната) администрация психоневрологического дома-интерната письменно извещает орган, назначивший и (или) выплачивающий пенсию, о дате выбытия из психоневрологического дома-интерната и возвращения в психоневрологический дом-интернат. Все расходы, связанные с поездкой к родственникам, не возмещаются».

Нужно отметить, что в данном случае устав социального учреждения противоречит законодательству, а именно вышеупомянутому Положению о ПНИ, где срок отпуска ограничен одним месяцем.

Между тем отсутствие четко прописанного права и порядка временной выписки из ПНИ на уровне федерального закона приводит к многочисленным случаям нарушений прав людей с ментальными особенностями (по причине произвольного трактования правоприменителями прав по данному вопросу). Так, в РООИ «Перспектива» поступало несколько обращений родственников граждан, проживающих в ПНИ, которые просили юридическую консультацию на предмет правовых возможностей в случае отказа в временном выбытии, в т. ч. гражданину, признанного недееспособным. Обратившиеся жаловались на необоснованные отказы (по формальным причинам) в временном выбытии проживающих ПНИ к родственникам, хотя ранее эта проблема у них не возникала.

Представляется, что это серьезный пробел в законах, так как это право - одно из важнейших для данной категории лиц. Ограничение права человека свободно передвигаться и жить там, где он сам захочет, является ограничением конституционных прав (Статья 27 Конституции РФ). Такие ограничения могут быть установлены только федеральным законом или вступившим в силу приговором суда. Статья 18 Конвенции о правах инвалидов также устанавливает, что государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения и выбора местожительства.

Ситуация усугубляется еще тем, что в большинстве случаев проблема возникает именно у проживающих ПНИ, признанных недееспособными. В таких случаях, как правило, администрация  ПНИ являет опекуном такого гражданина и решает за него все важные вопросы. И хотя в новой редакции ГК РФ требует учитывать мнение и предпочтения недееспособного гражданина, отсутствие четко прописанного в законе права на отпуск и механизма его реализации по-прежнему будет приводить к массовым нарушениям прав проживающих ПНИ. Ситуация складывается таким образом, что родственники проживающих ПНИ или они сами обращаются за разрешением на отпуск. Допустим, медицинских и других противопоказаний нет. Но директор легко может отказать по надуманной причине, если захочет, и этому сложно помещать. Во-первых, он это может сделать как директор учреждения – право прописано в Положении о ПНИ. Во-вторых, он это может сделать как опекун. В-третьих, может оказывать давление на врача-психиатра как директор, от чего противопоказания к отпуску могут и появиться.

Понятно, что все перечисленные варианты или не обоснованы, или прямо противозаконны. Но отсутствие четко прописанной процедуры, где при рассмотрении вопроса реализации конституционного права не присутствует даже формально незаинтересованное лицо и право принятия решения о возможности реализации конституционного права гражданина отдается на откуп одному лицу, которое может быть в определенных случаях заинтересованным. Ведь между проживающим ПНИ и администрацией учреждения часто бывают серьезные конфликты. В том числе конфликты между получателями соц. услуг с одной стороны и поставщиком этих услуг с другой.

Также стоит говорить о целесообразности ограничения максимальных сроков отпуска, установленного Положением о ПНИ.

В связи со сложившейся ситуацией законодатели решили исправить положение в данном вопросе и внесли на рассмотрение Государственной думы проект изменений в ст. 44 Закона О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ.

В предлагаемой новой редакции статья будет звучать так:

Статья 44. Перевод, выписка и временное выбытие из стационарного учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.

Согласно предложенным изменениям основанием для выписки из стационарного учреждения социального обслуживания  будет являться заявление родственников получателя соц. услуг – проживающего ПНИ, подавшего заявление о временном выбытии, иных граждан или организаций об обеспечении присмотра и ухода за ним, а в отношении такого лица, признанного недееспособным или ограниченным в дееспособности, несовершеннолетнего лица - заявление его законного представителя, попечителя лица, ограниченного в дееспособности, о согласии с его временным выбытием и обеспечении присмотра и ухода за ним.

Такое заявление должно быть рассмотрено специальной комиссией, о чем говорится в добавленной статье 44.1. В настоящее время данный законопроект находится на стадии общественной экспертизы в ОП РФ.

Принятие этих изменений призвано исправить недостаточное правовое регулирование по данному вопросу, исключить или свести к минимуму возможности по ограничению конституционных прав людей с ментальными особенностями – проживающих ПНИ – на свободу передвижения и выбора местожительства.

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее