Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Содержание 

  1. Введение
  2. Нарушения при признании инвалидом и проведении медико-социальной экспертизы
  3. Нарушения при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации
  4. Нарушение права на образование
  5. Нарушение жилищных прав
  6. Нарушение прав недееспособных
  7. Нарушение права на доступность административных, социальных объектов, объектов связи
  8. Нарушение трудовых прав
  9. Заключение  

Введение 

Данный отчет подготовлен в рамках проекта «Содействие в реализации общегражданских прав людей с инвалидностью» (август 2014 г.- август 2015 г.). Отчет подготовлен по результатам анализа деятельности Cети юристов по отстаиванию прав людей с инвалидностью в 8 регионах РФ (Самара, Нижний Новгород, Ставрополь, Пермь, Владимир, Архангельск, Воронеж) и представлен в виде обобщенной информации, характеризующей ситуацию в конкретном регионе.

Целями данного отчета является выявление противоречий между текущей сложившейся практикой правоприменения и положениями Конвенции о правах инвалидов, привлечение внимания законодательных и правоприменительных органов к проблемам лиц с инвалидностью, а также выработка рекомендаций на основании полученных результатов органам законодательной и исполнительной власти в сфере защиты прав лиц с инвалидностью.

В работе над докладом принимали участие юристы коалиции общественных организаций:

— Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Москва;

— Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;

— Владимирская областная Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»;

— Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра надежды»;

— Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас»;

— Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»;

— Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница».

— Нижегородской региональной общественной организации культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников НРООИ «Инватур»

— Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы»

— Пермской региональной общественной благотворительной организации «Общество помощи лицам с расстройствами аутистического спектра». 

 

Нарушения при признании лица инвалидом и проведении медико-социальной экспертизы 

1) В ВРООИ «Искра Надежды» обратилась гр. В. с просьбой разъяснить её права, как законного представителя своего несовершеннолетнего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в частности, порядок установления ребенку инвалидности.

Ребенок гр. В. несколько лет наблюдался у врача-психиатра областного психоневрологического диспансера, ему регулярно назначалось соответствующее медикаментозное лечение. Однако при обращении матери ребенка за направлением на медико-социальную экспертизу (далее – МСЭ), лечащий врач отказал в оформлении направления, сославшись на то, что ребенок недостаточно обследован, диагноз требует уточнения.

После этого гр. В. обратилась за юридической помощью в НКО. Юристом были разъяснены её права, как законного представителя несовершеннолетнего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе право самостоятельного обращения в бюро МСЭ для установления ребенку инвалидности.

Гр. В. вновь обратилась к лечащему врачу своего ребенка, но уже с требованием предоставления официального отказа в направлении на МСЭ. Вместо этого она была принята главным детским психиатром Воронежской области, диагноз ребенку был уточнен, направление ребенка на МСЭ выдано, по итогам проведения МСЭ инвалидность ребенку установлена с февраля 2015 г.

Обращения с аналогичными случаями поступали и в другие общественные организации регионов.

Рекомендации: В случае отказа в оформлении направления на МСЭ, необходимо в письменной форме обратиться на имя главного врача медицинского учреждения с просьбой предоставить письменный отказ, который Вам необходим для самостоятельного обращения в бюро МСЭ. 

2) В марте 2015 г. в ВРООИ «Искра Надежды» обратилась гр. Г. с просьбой о разъяснении порядка установления инвалидности в связи с наличием у её несовершеннолетнего сына неврологического заболевания.

По итогам самостоятельного обращения гр. Г. Бюро МСЭ отказало в установлении инвалидности ребенку, сославшись на нормы приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 № 644н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», не выявив стойких расстройств функций организма ребенка, нарушений его жизнедеятельности.

В настоящее время гр. Г. с помощью юриста НКО готовит материалы для обжалования решения бюро МСЭ в Главное бюро МСЭ по Воронежской области.

В декабре 2014г. вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В соответствии с этим приказом введена количественная система оценки и степени выраженности нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов. Значения максимально выраженных нарушений функций организма указаны в приложении к настоящим классификациям и критериям. Приложение содержит перечень заболеваний в соответствии с МКБ 10, клинико-функциональные характеристики нарушений и количественную систему оценки степени выраженности нарушений функций организма.

После введения в действия указанного приказа существенно увеличилось количество обращений родителей детей-инвалидов, которым при очередном освидетельствовании в органах МСЭ отказывали в установлении статуса ребенок-инвалид.

2) В январе 2015г. к юристу НРООПДиМ «Верас» обратилась В. – мать ребенка с инвалидностью с запросом об оказании помощи в виде юридического сопровождения по вопросу установления инвалидности ее сыну. С 2012г. по 2014г. ребенку устанавливали статус ребенка-инвалида. В декабре 2014г. ребенок был направлен на МСЭ с другим диагнозом, изменение которого не подтверждалось объективными данными, с целью снятия инвалидности. В конце января 2015г. при очередном освидетельствовании ребенку не подтвердили статус ребенка-инвалида.

Из анализа представленных документов, запрошенных из органов МСЭ направлений на МСЭ, актов и протоколов освидетельствования, характеристик из школы, справок от узких специалистов органов здравоохранения, проведенных очных консультаций с В. был обнаружен ряд противоречий в протоколах освидетельствования, характеристиках, справках медицинских организаций и ряде других документов. При изучении документов была запрошена копия амбулаторной карты от врача-психиатра, из анализа которой было установлено, что диагноз врачом-психиатром изменен без имеющихся к тому оснований. Далее, при первичном освидетельствовании были нарушены требования п. 95 и 96 и других норм Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом». При сопровождении дела был проведен анализ документов, консультации с врачом-неврологом из Нижегородской областной детской клинической больницы было установлено, что при освидетельствовании не проводилась объективная и всесторонняя оценка всех представленных медико-социальную экспертизу документов, в связи с чем не был установлен диагноз, объективно отражающий состояние здоровья А., а также не установлено наличие сопутствующих заболеваний, оказывающих существенное влияние на основное заболевание, в результате чего количественная оценка степени выраженности нарушений функций организма А. была оценена на 30 процентов, на основании его первичным бюро МСЭ ему было отказано в продлении статуса ребенок-инвалид.

В целом отказы в направлении на МСЭ встречается довольно редко, если исходить из соотношения к числу направляемых на МСЭ лиц. Тем не менее, отказы бывают и чаще всего мало обоснованы. Значительное число отказов в случаях, связанных с маленьким возрастом детей (до 1-2 лет). Признать ребенка инвалидом в возрасте до 1 года и установить стойкость расстройств здоровья, имеющиеся ограничения жизнедеятельности и определить необходимость конкретных реабилитационных мероприятий действительно имеет определенную сложность. Тем не менее, отказ установления инвалидности в связи с ранним возрастом ребенка по неправомерен, поскольку правила признания инвалидом не устанавливает возрастных ограничений. Между тем, при отказах нередко врачи вводят в заблуждение родителей детей с синдромом Дауна (далее – СД) говоря, что до исполнения ребенку 3-х лет нельзя признать его инвалидом.

Однако именно отказ в связи с ранним возрастом ребенка довольно часто имеет место. Особенно в отношении детей с СД. Только за 2015 год в РООИ Перспектива было зафиксировано около 7 таких случаев.

Рекомендации: В случае отказа в установлении инвалидности решением бюро, следует с начало обратиться с заявлением и в нем затребовать акт и протокол освидетельствования. После внимательного их изучения обжаловать решения бюро в главное бюро.

Решение главного бюро можно обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в судебном порядке.

В заявлении об обжаловании решений бюро необходимо изложить доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) бюро, главного бюро и их специалистов. 

 

Нарушения при обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации. 

1) В организацию «Инватур» в конце 2014г. обратилась мать ребенка с инвалидностью О., которая пожаловалась на качество ортопедической зимней обуви, предоставленной Протезно-ортопедическим предприятием.

После получения этого обращения юристами «Инватур» было подготовлено обращение в Нижегородское региональное отделение ФСС РФ с просьбой дать оценку соответствия предоставленной ортопедической обуви, предъявляемым требованиям. В ответе регионального отделения ФСС указывалось, что при заключении Государственного контракта по обеспечению сложной ортопедической обувью инвалидов предприятие-изготовитель предоставило копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия, подтверждающие качество своей продукции. При этом в случае нарушения прав в результате предоставления ТСР ненадлежащего качества, их защита осуществляется в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителя. Требования могут быть предъявлены к изготовителю (продавцу) этих товаров, исполнителю услуг. Претензия с приложением вышеуказанного ответа была направлена изготовителю, после чего недостатки были устранены в кратчайшие сроки путем изготовления новой пары сложной ортопедической обуви.

Рекомендации: В случае неудовлетворения качеством предоставленного ТСР, человек с инвалидностью или его представитель вправе обратиться с заявлением к изготовителю ТСР, а в случае отказа удовлетворения требований, необходимо обратиться в суд.

Также стоит учесть, что процедура получения качественных ТСР нередко требует от самого лица с инвалидностью знания характеристик ТСР, а также правовой осведомленности.

2) В течение 2014г. юристы «Инватур» неоднократно предоставляли юридические консультации по вопросам получения дорогостоящих колясок для детей с ДЦП, слуховых аппаратов и других ТСР на основе мониторинга и анализа информации о закупках, производимых региональным отделением ФСС РФ. Во многих случаях это позволяло гражданам относительно безболезненно добиваться получения указанных ТСР. Так, в июле 2014г. в организацию «Инватур» обратилась мать ребенка с инвалидностью Е. В связи с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, вызванными ДЦП, ее 11-летний сын С., не мог пользоваться колясками, массово предоставляемыми организациями, отобранными фондом социального страхования на конкурсной основе. После анализа поступившего вопроса и информации, содержащейся на сайте Нижегородского РО ФСС РФ перед органами БМСЭ был поставлен вопрос о корректировке ИПР ребенка. В результате в программу реабилитации были внесены характеристики, позволившие специалистам ФСС сформировать техническое задание и приобрести коляску, необходимую С.

Рекомендации: Для получения технических средств реабилитации, которые удовлетворяли бы индивидуальные потребности человека с инвалидностью и в максимальной степени компенсировали его ограничения жизнедеятельности необходимо прежде всего добиться внесения соответствующих рекомендаций в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). Для этого перед составлением ИПР необходимо получить рекомендации специалистов о том, что человеку с инвалидностью необходимы, к примеру, слуховой аппарат или коляска, обладающие конкретными характеристиками. Нужно попросить лечащего врача, оформляющего направление на медико-социальную экспертизу, включить указанную информацию в этот документ. Как правило, марка ТСР не указывается в ИПР, однако правовых препятствий к включению в ИПР его конкретных характеристик нет. Более того, как показывает практика во многих случаях это просто необходимо, но зачастую, проблематично.

В случае отказа специалистов бюро МСЭ сделать это рекомендуем вам не подписывать индивидуальную программу реабилитации. В месячный срок с момента принятия решения вы можете обратиться в Главное бюро МСЭ по вашему региону, а в случае несогласия с решение Главного бюро в Федеральное бюро МСЭ. Если вопрос решился положительно, далее необходимо обратиться в территориальный орган фонда социального страхования РФ, либо в орган социальной защиты населения в регионах, где полномочия по обеспечению ТСР переданы указанным органам.

Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N240, Территориальный орган ФСС в 15-дневный срок, с момента поступления заявления, рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению ТСР. Одновременно с уведомлением о постановке на учет высылается направление на получение (изготовление) указанного средства в организации, отобранной уполномоченным органом.

Указанный срок нередко нарушается, т.е. гражданину высылается или выдается уведомление о постановке на учет, а направления на получение ТСР приходиться ожидать длительное время после этого. Согласно ответам специалистов органов ФСС, задержки связаны с недостаточностью и несвоевременностью финансирования из федерального бюджета. В случае задержки с предоставлением ТСР гражданин вправе обратиться в прокуратуру или в суд.

3) В некоторых случаях для ускорения вопроса получения качественных ТСР, соответствующих потребностям человека с инвалидностью, и при наличии достаточных денежных средств можно порекомендовать приобрести данные ТСР самостоятельно. Выбрав такой способ обеспечения ТСР, человек с инвалидностью имеет больше возможностей для индивидуального подбора ТСР, однако важно учитывать, что компенсация, которая будет ему выплачена, может быть меньше полной стоимости самостоятельно приобретенного ТСР.

Компенсация выплачивается на основании заявления человека с инвалидностью либо лица, представляющего его интересы, и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению ТСР. Кроме того, необходимо наличие документа, удостоверяющего личность обратившегося, ИПР и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата компенсации осуществляется в месячный срок с даты принятия решения о выплате компенсации. Выплата осуществляется путем почтового перевода или перечисления средств на счет гражданина в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается в течение 30 дней со дня принятия заявления, т.е. с момента обращения до выплаты компенсации должно пройти не более 60 календарных дней.

На практике проблемы с выплатой компенсаций в установленные законом сроки встречается очень часто. Так, в РООИ Перспектива в июле 2015 года обратилась гражданка К., являющейся матерью ребенка с инвалидностью. В сентябре и октябре 2014 года она обратилась за компенсацией за самостоятельно приобретенные ТСР. Исходя из правил, ей к концу декабря должны были полностью выплатить компенсации. Решение о выплате компенсации было получено от органов социальной защиты почти без опоздания, однако сам процесс выплаты затянулся. Между тем, в декабре прошли новые закупки и в соответствии с ними цена на ТСР изменилась, следовательно, и суммы компенсации изменились в меньшую сторону. Кроме того, с нового года функции по обеспечению граждан с инвалидностью ТСР в московской области снова вернули ФСС, который выплатил после длительных споров ей компенсации, но уже по новым ценам, которые отличались от старых на 37 тыс. р. в меньшую сторону.

По итогам рассмотрения обращения гражданки К., юристами РООИ «Перспектива» было подготовлено исковое заявление о выплате компенсации за приобретенные ТСР, которое для рассмотрения направлено в суд.

Рекомендации: В случае длительной задержки или неполной выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, когда имеется нарушение требований законодательства при установлении размера выплачиваемой компенсации, необходимо обратиться в органы прокуратуры с жалобой или в суд с исковым заявлением.

4) В октябре 2014г. в НРООИ «Инватур» обратился В., являющийся инвалидом 1 группы с одновременными нарушениями зрения и слуха. Он просил разъяснить, возможно ли получение компенсации за ремонт слухового аппарата, который ранее оплатил самостоятельно. В территориальном органе ФСС по месту жительства отказались принять у него заявления и документы, подтверждающие понесенные расходы в сумме 4 000 руб. Юристом «Инватур» В. было разъяснено право на получение компенсации и алгоритм действий в данной ситуации. После этого В. написал заявление о возмещении понесенных расходов в 2 экземплярах и попросил сделать отметку о принятии на своей копии. К заявлению были приложены документы, подтверждающие понесенные расходы. При повторном обращении документы были приняты и вопрос о возмещении расходов решился положительно в течение полутора месяцев.

Рекомендации: Согласно законодательству о защите прав потребителей, если поломка ТСР произошла в пределах установленного на него гарантийного срока, ремонт осуществляется бесплатно изготовителем или поставщиком, куда гражданин может обратиться самостоятельно. В случае поломки ТСР по истечении гарантийного срока, но в пределах срока использования, установленного законодательством, ремонт технического средства осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного ЛсИ либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида и заключения медико-технической экспертизы (далее – МТЭ).

В 15-дневный срок со дня получения заявления о проведении МТЭ производится экспертная оценка состояния работоспособности технического средства (изделия), его соответствия требуемым функциональным параметрам, медицинскому назначению и клинико-функциональным требованиям. По результатам МТЭ устанавливается целесообразность ремонта и готовится заключение в 2 экземплярах, один из которых выдается ЛсИ. В заключении указываются причины неисправности, а также виды ремонта.

При установлении невозможности ремонта технического средства уполномоченный орган в заключении медико-технической экспертизы делает вывод о необходимости его досрочной замены с указанием причины, а также предоставляет рекомендации об организации, осуществляющей проведение ремонта и обеспечение новым техническим средством. В случае, если ЛсИ оплатил услугу по ремонту ТСР за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости услуги, но не более стоимости соответствующей услуги, предоставляемой органами ФСС.

 

Нарушение права на образование 

1) В 2015 г. в ВРООИ «Искра Надежды» обратилась гр. А. за юридической консультацией. Её несовершеннолетнему сыну (с диагнозом-детский церебральный паралич (далее – ДЦП) в 2010 г. установлена инвалидность. Гр. А. просила разъяснить ей права её ребенка-инвалида на образование. В частности её интересовали вопросы:

- зачисление ребенка – инвалида, который нуждается в постоянной посторонней помощи, в первый класс образовательной организации общего типа;

- возможность технического сопровождения ребенка во время занятий в школе для своевременного оказания ему помощи при передвижении по зданию, в связи с тем, что ребенок передвигается на инвалидном кресле;

-порядок обеспечения маломобильному ребенку-инвалиду доступности социально значимых объектов (беспрепятственного посещения школы в частности). Юрист ВРООИ «Искра Надежды» предоставила гр. А. исчерпывающую информацию по всем интересующим её вопросам.

Гр. А. обратилась к директору школы по месту постоянной регистрации ребенка, сославшись на консультацию юриста о праве родителей (законных представителей) ребёнка на выбор формы образования, образовательного учреждения. Директор школы, изучив документы в отношении ребенка-инвалида, порекомендовала гр. А. подготовить копии документов, которые необходимо приложить к заявлению о зачислении ребёнка в школу, а также сообщила, что школа не имеет возможности установить пандус для беспрепятственного доступа обучающихся в здание.

По совету юриста гр. А обратилась к директору образовательного учреждения с письменным заявлением о создании безбарьерной среды для инклюзивного образования её сына до начала учебного года, заявление находится на стадии рассмотрения.

2) В ВРООИ «Искра Надежды» обратилась гр. И., являющаяся законным представителем (опекуном) ребенка – инвалида с просьбой об оказании юридической помощи. В ходе беседы выяснилось, что её внук, инвалид, имеющий нарушение опорно-двигательного аппарата, с первого класса обучался в образовательном учреждении общего типа по месту постоянного проживания. При входе в школу установлен пандус, позволяющий доставлять ребенка на инвалидной коляске на первый этаж здания и далее в класс. Однако, в связи с тем, что с пятого класса учащиеся переходят на предметно – урочную систему обучения, занятия проходят в различных кабинетах школы, на разных этажах. Данная школа не оборудована специальным подъемником для инвалидных колясок, не имеет лифта. НКО от имени гр. И. обратилась в департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области с заявлением о создании ребенку-инвалиду условий для реализации своего законного права на доступное образование. Однако департамент временно отклонил исполнение обращения, сославшись на то, что к данному конкретному случаю применим принцип «разумного приспособления», закрепленный в Конвенции ООН о правах инвалидов, поскольку в настоящее время в этом образовательном учреждении обучается только один маломобильный учащийся. Установление внешней лифтовой шахты или электроподъёмника является очень дорогостоящим мероприятием. В настоящее время ребенок-инвалид вынужден обучаться на дому.

3) Гр. М. воспитывает ребенка с инвалидностью. ПМПК отказала в кор. саду, поскольку у ребенка нет навыков нахождения в коллективе и предложили пойти в 1класс 8 кор. школы 8го вида Балашиха. Специалисты ПМПК заверили, что в предстоящем учебном году набирают особый класс из 5-6 детей, в котором ребенку-инвалиду будет легче социально адаптироваться. На деле оказалось, что здание школы в плачевном состоянии. В связи с тем, что оно довоенной постройки и имеет 80% износа. Дети с инвалидностью со сложной структурой дефекта занимают только 2 этаж двухэтажного здания в здании нет пандусов, поручней, узкие двери, нет возможности передвижения на коляске, нет спортивного и музыкального зала, дети ютятся в маленьких переполненных классах.

В вышеописанных случаях именно из-за отсутствия доступной среды, дети с инвалидностью не могут реализовать свое право на образование или вынуждены его реализовывать в форме домашнего обучения. Последнее конечно имеет право на существование как форма обучения, но имеет большие минусы (отсутствие общения со сверстниками, отсутствие возможности участия в разного рода школьных мероприятиях, не связанных непосредственно с программой обучения) и имеет сегрегационный характер. Безусловно, такая форма обучения должна использоваться только в исключительных случаях, состояние здоровья не позволяет ребенку посещать школу или других особых условиях и приоритетным учетом интересов обучающегося.

В случае в г. Воронеже ссылка департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области на применение принципа «разумного приспособления», закрепленный в Конвенции ООН о правах инвалидов, на наш взгляд не является обоснованной. Реализацией данного принципа было бы организацией администрацией школы учебного процесса, при котором школьные занятия для класса, в котором обучается ребенок с инвалидностью, проходили бы на первом этаже. Такое решение не требует никаких серьезных финансовых затрат. Администрации школы под силу реализовать такое решение самостоятельно. Необходимо только провести определенные мероприятия организационного характера.

Рекомендации: В случае отсутствия беспрепятственного доступа для детей-инвалидов к образовательным учреждениям, законному представителю ребенка необходимо обратиться с заявлением к директору образовательного учреждения. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, заявителю необходимо обратиться в прокуратуру или в суд с исковым заявлением об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам к объекту образовательной деятельности. 

4) Инвалид I группы А., передвигающийся в кресле-коляске, получает высшее образование в университете по программе бакалавриата. Оплата получения образования осуществляется через отделение Фонда социального страхования, поскольку получение инвалидом высшего образования является его профессиональной реабилитацией (согласно Программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая). В соответствии с договором А. получает образование в дистанционной форме, то есть учебные задания и материалы и письменные работы он направляет в университет по электронной почте; промежуточную аттестацию (зачеты и экзамены) проходит с помощью Skype-конференций. Таким же образом получает консультации преподавателей. Так продолжалось в течение всего периода обучения. Вопросы стали возникать в связи с прохождением государственной итоговой аттестации (сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы). Форма прохождения итоговой аттестации договором не была оговорена.

Университет предлагает студенту лично явиться в вуз для прохождения итоговой государственной аттестации. Студент сомневается, в том, что это можно сделать, учитывая вопросы архитектурной доступности помещений вуза, сложности транспорта и финансовое бремя расходов по проезду и проживанию в другом населенном пункте, не по месту жительства.

Таким образом, возникает следующий вопрос: возможно ли прохождение государственной итоговой аттестации в дистанционной форме?

Рекомендации и разъяснения: Форма прохождения итоговой аттестации договором об обучении не была оговорена. Не оговорена возможность прохождения итоговой аттестации в форме Skype-конференции и в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 25.03.2003 № 1155.

О применении дистанционных технологий в договоре говорится в целом, но вот в какой мере возможно распространить его на правила о государственных экзаменах, это вопрос, на который в тексте договора и в приказе Минобрнауки нет прямого ответа. Обратимся к закону об образовании.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Получение образования означает, в том числе, и прохождение итоговой аттестации.

Таким образом, нормы права не запрещают прохождения государственной итоговой аттестации в вузе в дистанционной форме. Если же вуз настаивает на том, чтобы студент прибыл лично для прохождения государственной итоговой аттестации, то вуз, следуя закону, обязан обеспечить условия беспрепятственного доступа в помещения, где будет проходить итоговая государственная аттестация. 

5) В СГООИ «Вольница» обратилась родитель ребенка-инвалида с диагнозом синдром Дауна, по вопросу отказа в посещении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 29 города Ставрополя до достижения ребенком возраста 8 лет. Ребенок не достиг уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования, поэтому мама просила продлить дошкольное обучение до 8 лет. Заведующая детским садом отказала родительнице, мотивируя тем, что согласно Уставу в Учреждение принимаются дети от 3 до 7 лет и основанием для отчисления воспитанника из Учреждения является достижение воспитанником предельного возраста для получения дошкольного образования (семь лет на 1 сентября текущего года).

Это не единичный случай, когда ребенка с инвалидностью выводят из детского сада по достижению им возраста 7 лет.

Рекомендации и разъяснения: Данная проблема является весьма актуальной для родителей детей с инвалидностью, поскольку зачастую их дети, имеющие проблемы с освоением образовательных программ и социальной адаптацией, нуждаются в более длительных сроках обучения. Многие из них не готовы в 7 и иногда даже в 8 лет пойти в 1-й класс. А поскольку закон подразумевает, что ребенок не позже 8-ми лет должен пойти в школу, то возникает очень сложная ситуация для родителей таких детей, неготовых к освоению образовательных программ. С одной стороны ребенка исключают из ДОУ, а с другой стороны, он не готов пойти в школу.

Только с введением ФГОС в сентябре 2016 года, где предусмотрена возможность увеличения срока и возраста обучения по программе дошкольного образования, у родителей детей с инвалидностью появится право продлевать дошкольное обучения своих детей после достижения ими 7-ми лет.

В соответствии со статьей 67 федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

То есть, в аналогичных случаях родителям необходимо обращаться с заявлением в органы управления образованием. 

6) К юристу обратилась М., которая воспитывает сына Ш. с инвалидностью. У ребенка Синдром Дауна, он обучается в муниципальной школе в третьем классе, в специальном классе для детей с задержкой психического развития (класс 7 вида), с ровесниками. Ребенок с удовольствием ходит в школу, общается с другими ребятами, у него есть друзья в классе. Родители вкладывают значительные средства и силы в воспитание и образование ребенка, дополнительно к школьной программе занимаются со специалистами по отдельным предметам, помогают Ш. с уроками, стараются, чтобы его знания соответствовали требованиям программы. Ребенок успевает на оценку «удовлетворительно» в среднем по всем предметам. По некоторым предметам учеба идет лучше, по другим – показатели успеваемости хуже.

Специалисты управления образованием и ПМПК высказывают сомнения, что ребенок в дальнейшем сможет освоить образовательную программу с учетом его ментальных ограничений и полагают, что учителя завышают действительные оценки ребенка, и тем самым вводят в заблуждение семью относительно возможностей ребенка. Они считают, что ребенок должен после начальной школы перейти для обучения в специальную (коррекционную) школу, где обучение ведется по программе 8 вида. Мотивируют свои выводы тем, что ребенку будет трудно учиться со сверстниками, когда он поймет, что не успевает за ними, например, по таким предметам, которые требуют пространственного мышления и абстрактного ума; высказывают опасения, что ребенка будут дразнить, если он будет во время некоторых занятий заниматься отдельно от класса с учителем и в целом такая обстановка будет противоречить интересам ребенка.

Родители полагают, что ребенку следует продолжить заниматься в классе 7 вида; они понимают, что иначе дальнейшее профессиональное образование будет проблемой для сына. Они согласны с тем, что успевать по всем предметам наравне со сверстниками ребенок не будет. Однако, способ

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее