Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

1) обеспечение жилыми помещениями лиц с инвалидностью из числа детей-сирот, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания 

У лиц с инвалидностью из числа детей-сирот, проживающих в интернатах, часто возникают проблемы в реализации права на получение жилья, гарантированного ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

После сбора всех необходимых документов и подачи их в жилищный отдел районной администрации, который должен включить заявителя в число детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, сотрудники районной администрации отказывают во включении в список и, соответственно, в предоставлении жилого помещения, на основании ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», в которой записано, что «дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни».

Администрация самостоятельно запрашивает в учреждениях социального обслуживания, в которых проживают заявители, заключение о возможности самостоятельного проживания. В случае, если комиссия учреждения считает, что человек с инвалидностью не может проживать самостоятельно, то соответствующее заключение направляется в администрацию и на этом основании заявителю отказывают в предоставлении жилья.

Так было отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, Александру М., проживающему в стационарном учреждении социального обслуживания.

Для защиты прав лица с инвалидностью в этой ситуации возможны следующие пути обжалования:

1) обжалование в соответствии с главой 25 ГПК РФ решения администрации об отказе в предоставлении жилья (сначала в районном, потом в суде субъекта);

2) инициирование внесения изменений в ИПР, чтобы в ИПР была указана возможность самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни;

3) требование от учреждения, в котором проживает лицо с инвалидностью, предоставления услуг по социальной реабилитации, после прохождения курса которой комиссия учреждения должна дать заключение о готовности к самостоятельному проживанию. 

На практике при рассмотрении вопроса о возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни применяется очень формальный подход. Как правило, без учета возможностей мероприятий по адаптации жилого помещения и услуг социальных служб, которые могут предоставлять необходимую помощь на дому (условная возможность самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни). Это в значительной степени сокращает число людей с инвалидностью, которые признаются способными вести самостоятельный образ жизни и, соответственно, тех, которым могут предоставить жилье.

Учитывая остроту жилищной проблемы в нашей стране, описанный подход позволяет значительно сократить число нуждающихся в жилье и таким образом сэкономить бюджетные средства путем признания значительного количества людей с инвалидностью неспособными к самостоятельной жизни, в том числе тех, кто при определенной адаптации жилого помещения и предоставлении услуг социальных служб могли бы вполне успешно жить вне интернатных учреждений. Поскольку в законодательстве РФ не указано, должны ли учитываться возможности адаптации жилого помещения и услуги социальных служб при определении возможности самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни человека с инвалидностью, то это вроде и не является нарушением законодательства.

Однако с учетом нижеприведенных положений Конвенции становится понятно – применение такой практики должно считаться нарушением статей 19 и 20 Конвенции.

На практике система интернатов в РФ так сильна и продолжает развиваться именно по причине или полного отсутствия, или недостаточной эффективности системы ассистивных услуг и технологий на дому. К сожалению, государство все еще проводит политику приоритетного развития не системы ассистивных услуг и технологий, а продолжает развивать неэффективную сегрегативную систему интернатов.

Конвенция ООН о правах инвалидов

Статья 19

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:

a) инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-то определенных жилищных условиях;

b) инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;

c) услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

Статья 20

Индивидуальная мобильность

Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем:

a) содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене;

b) облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене;

c) обучения инвалидов и работающих с ними кадров специалистов навыкам мобильности;

d) побуждения предприятий, которые занимаются производством средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, к учету всех аспектов мобильности инвалидов. 

2) Отсутствие статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, у детей с инвалидностью, проживающих в учреждениях для детей-сирот, которых родители не посещали или посещали редко 

Такая проблема возникает в случаях, когда ребенок с инвалидностью проживает в учреждении для детей-сирот, но у него есть родители, которые его не посещают. Если учреждение не инициирует процесс лишения родителей родительских прав с последующим закреплением жилья за таким ребенком, то ребенок не приобретает статус ребенка, лишенного попечения родителей. Это приводит к следующим нарушениям прав: проживание в учреждении оплачивается из пенсии ребенка (тогда как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении); не предоставляется жилье по достижению 18 лет; возникает опасность потери прав на жилье, где он родился, при совершении сделок с недвижимым имуществом родителями; не предоставляются льготы.

Хотя фактически ребенок лишен поддержки родителей и в реальности является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Например, случай Ивана Ш.: Иван жил в учреждении для детей-сирот, мать навещала его всего несколько раз за все время до достижения им 18 лет, поддержки не оказывала. Тем не менее, формально Иван оставался «родительским» ребенком. Позже, когда ему исполнилось 18 лет, он был переведен в стационарное учреждение социального обслуживания.

Когда встал вопрос о получении жилья, возникла идея доказать в суде факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте, используя следующую схему защиты прав:

- собрать доказательства отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте (показания свидетелей, сотрудников детского дома, журнал посещений, справки из школы, других учреждений);

- подать в суд по месту жительства заявление об установлении факта отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте;

- после получения положительного решения суда собирать документы для получения жилья и для реализации других льгот, предусмотренных по ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

3) Причины отсутствия статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей

С одной стороны, эта проблема возникла из-за плохой работы органов опеки и попечительства. Именно в их компетенции - выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, принятие соответствующих мер по охране прав и законных интересов несовершеннолетних.

Исходя из положений ФЗ «Об опеке и попечительстве», органы опеки и попечительства обязаны взять на контроль таких родителей и при необходимости поднимать вопрос о лишении их родительских прав, если они злостно уклоняются от исполнения своих обязанностей.

Есть еще один, субъективный, фактор, влияющий на данную ситуацию. Любой родитель в РФ, имеющий ребенка с инвалидностью, всегда найдет понимание и в значительной степени поддержку в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Но, к сожалению, в первую очередь эта поддержка заключается в оказании помощи в помещении ребенка с инвалидностью в интернат. Таким образом, проблема родителя и семьи решается за счет государства и ущемления интересов ребенка. Это является грубейшим нарушением принципов Конвенции о правах ребенка и конкретно статьи 3:

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

А также многих положений российского законодательства.

Нужно также отметить еще один важный аспект. В случае помещения ребенка в интернат возникает ситуация, когда его родители не поражены в своих правах, но фактически освобождены от своих обязанностей в отношении этого ребенка. Они не несут бремя воспитания этого ребенка, имеют возможность полностью переложить бремя его материального обеспечения на государство. Такая ситуация только способствует безответственному отношению родителей к своим детям, росту такого явления как «социальное сиротство», нарушает социальное справедливость в отношении других детей и их родителей.

Еще одной из причин такого поведения органов опеки и попечительства является мнение, что не стоит лишать таких родителей родительских прав. Принято считать, что лучше такие родители, чем вообще никаких. Такое мнение, конечно, имеет свою логику и в определенном смысле справедливо. Но если учесть, что в результате этим, по сути, оправдывается нарушение конституционного права самой беззащитной категории граждан на жилище, то мы должны понимать, что такой подход неприемлем.

Возможно, оптимальным будет в таких случаях поднимать вопрос об алиментных обязательствах родителей, если ребенок постоянно находится в государственных социальных учреждениях и, следовательно, на полном государственном обеспечении, и все же будет принято решение не лишать таких родителей родительских прав. 

Продолжение следует…

Анонсы

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее