Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Пермь и Пермская область

Вопрос предоставления земельных участков людям с инвалидностью для индивидуального строительства уже более 19 лет регулируется статьей 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Однако, несмотря на долгий срок действия данной правовой нормы, в регионах так и не сложилось единого подхода к выдаче земельных участков.

Как именно происходит выдача земельных участков в субъектах РФ, можно узнать, обратившись к практике юристов правозащитной сети из Перми и Ставрополя.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Данный вопрос отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, однако на территории Перми и Пермского края нет соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы регулировали данный вопрос на региональном уровне, в связи с чем приходится обращаться к судебной практике.

В решениях Пермского краевого суда выработана позиция о том, что мера социальной поддержки по предоставлению земельного участка является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. Как следует из содержания ст. 17 Федерального закона от 24.11.95. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, аналогичным образом следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан[1].

Таким образом, суд исходил из позиции, что для того, чтоб предоставить земельный участок для индивидуального строительства, недостаточно иметь статус инвалидности, необходимо доказать факт нуждаемости в улучшении жилищных условий. Следовательно, прежде чем обращаться с требованием о предоставлении земельного участка, необходимо обратиться в исполнительный орган местного самоуправления (районную администрацию) для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. А в случае, если орган местного самоуправления откажет в признании нуждающимся, то и права требования о предоставлении земельного участка автоматически не возникает.

Однако в дальнейших решениях суда мы находим противоположную позицию:

То обстоятельство, что истец не состоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении по договору социального найма, обосновывает суд, не является обстоятельством, исключающим реализацию права истца на предоставление земельного участка на основании ст. 17 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов», поскольку обстоятельства нуждаемости в жилом помещении установлены судом при разрешении спора. Какие-либо данные, опровергающие обстоятельства, указывающие на необходимость предоставления социальной гарантии истцу в целях реализации жилищных права, ответчиком не представлены.

Также необоснованными следует признать доводы жалобы о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие не совершение К.М. действий, повлекших нуждаемость истца в жилом помещении.

Не основательными являются доводы жалобы о том, что право на предоставление испрашиваемого земельного участка истца не может возникнуть, поскольку земельный участок не сформирован.

Как было установлено судом и следует из материалов дела, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, уникальные характеристики участка имеются в данных кадастрового учета. То обстоятельство, что в отношении земельного участка не проведены межевые работы, о чем, по существу, заявляет ответчик, само по себе не может являться препятствием к реализации права на предоставление земельного участка в аренду. При этом признание за истцом права на аренду земельного участка решением суда не устраняет совершения сторонами спорного правоотношения действий, предшествующих заключению договора аренды, без осуществления которых договор аренды земельного участка в силу законодательных установлений не может считаться заключенным.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.

Исковые требования К.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми от 12.03.2013 N И-21-01-09-4106 о предоставлении земельного участка К.М.

Возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить К.М. в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: для строительства жилого дома в первоочередном порядке без проведения аукциона сроком на 10 лет[2].

Таким образом, можно сделать вывод:

  • на территории Перми и Пермского края отсутствует специальный нормативно-правовой акт, который бы регулировал вопрос о предоставлении земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • судебная практика не имеет однозначной позиции по предоставлению земельных участков для лиц с инвалидностью;
  • исходя из решения Пермского краевого суда, следует, что право на предоставление земельного участка не связано напрямую со статусом нуждающегося в улучшении жилищных условий;
  • при обращении в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка для лиц с инвалидностью стоит ссылаться на судебную практику Пермского краевого суда;
  • в случае отказа от предоставления земельного участка в добровольном порядке со стороны органов местного самоуправления необходимо обращаться в суд с соответствующим заявлением. 

Ларионова Мария Александровна, региональный юрист РООИ «Перспектива» в г. Пермь.

 

Ставропольский край 

Судебная практика в последнее время в Российской Федерации не отличается единством и стабильностью. Не исключением стал вопрос реализации в судебном порядке прав инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Ставропольском крае, который до 2013 года решался судами как первой, так и апелляционной инстанции в пользу инвалидов. Для положительного исхода дела достаточно было наличия инвалидности и письменного отказа со стороны органа местного самоуправления. Однако в 2013 году Ставропольский краевой суд кардинально изменил вектор и принял за основу при принятии положительных решений по указанной категории дел вопрос нуждаемости инвалида в жилом помещении, которое, соответственно, должно подтверждаться решением того же органа местного самоуправления. Следовательно, лица, не состоящие в списках граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, на получение земельного участка для ИЖС в первоочередном порядке рассчитывать не вправе. Только на общих основаниях, т.е. по результатам проведенных торгов. Но мы считаем, что такая судебная «политика» двойных стандартов является проявлением дискриминации, и вот почему.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам, устанавливаемых законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В преамбуле указанного выше Закона сказано, что настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Сама по себе указанная норма не является бланкетной и не отсылает напрямую к положениям Жилищного кодекса РФ.

Из Определения Конституционного суда РФ от 13 октября 2009 года № 1127-О-О следует, что указанная льгота применяется на практике в виде предоставления земельных участков под ИЖС по договору аренды. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 20.11.1998 года № 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

В «Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 года», утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17.09.2008, указано на то, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается. Поскольку механизм заключения договора купли-продажи земельного участка и аренды земельного участка идентичен, то и не исключается и заключение договора аренды. Причем в указанной позиции ВС РФ указаний на необходимость быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий не имеется.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Льгота, предусмотренная абз. 14 ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», заключается только в первоочередности получения земельного участка по договору аренды (купли-продажи) и не должна быть в принципе связана с нуждаемостью в улучшении жилищных условий. Реализация указанной льготы по получению земельных участков под ИЖС без участия в торгах в первоочередном порядке и является той самой гарантией со стороны государства, создающей равные права и равные обязанности лицам с ограниченными возможностями здоровья, и указывает на отсутствие необходимости уплачивать наибольшую цену аукциона при продаже права на заключение договоров аренды и (или) купли-продажи земельных участков под ИЖС. При этом в дальнейшем принцип платности землепользования сохраняется.

Некоторые положения ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в частности предоставление скидки на оплату жилья и коммунальных услуг, оборудование помещений специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, реализуются на практике без учета нуждаемости в улучшении жилищных условий, но именно с учетом позиции улучшения жизни инвалида. Тогда почему при трактовке судом абз. 14 ст. 17 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», так избирательно применяются положения норм Жилищного законодательства РФ?

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона N 181-ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.

Нужно отметить, что практика привязки льготы по предоставлению земельных участков к праву на улучшение жилищных условий наблюдается и в других регионах. Например, в Брянской и Смоленской областях.

В заключение отмечу, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в мае 2012 года, государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни, и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности. И если двойственная судебная практика и указание в Законе, что одной из форм реализации права на жилье является получение в установленном порядке земельного участка для ИЖС, и есть те надлежащие меры, то они порочны по сути. Актуальными будут поправки в ЖК РФ о том, что право на жилье в случае предоставления земельного участка будет реализовано только при регистрации права собственности на жилое помещение, построенное на предоставленном земельном участке. 

Сергей Михайлович Перепадя, региональный юрист РООИ «Перспектива» в Ставрополе



[1] Определение Пермского краевого суда от 01.08.2012 по делу N 33-6408. Поскольку в силу части 1 статьи 51 ЖК РФ семья истца не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд принял правомерное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. 

[2] Определение Пермского краевого суда от 17.07.2013 по делу N 33-6492 Требование о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить участок в аренду удовлетворено, поскольку истец, являясь инвалидом, нуждается в жилом помещении и вправе реализовать жилищные права путем предоставления земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. 

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее