Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Как известно в России существуют сотни государственных учреждений стационарного социального обслуживания - интернаты. В них проживают в среднем по 300-400 человек в каждом. Это пенсионеры и люди с инвалидностью всех возрастов. Именно на них государство и власть возложили функции заботы о социально незащищенных категориях граждан. В рамках данной статьи затрагиваются только интернаты для совершеннолетних граждан – то есть учреждения для граждан пожилого возраста и людей с инвалидностью.

В соответствии с федеральным законом о социальном обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов» данные учреждения призваны оказывать социальные услуги указанным категориям граждан. А именно:

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

Кроме того они являются опекунами для проживающих в них недееспособных граждан.

Таким образом, данные учреждения оказывают полный комплекс услуг, призваны обеспечить полноценное и комфортное проживание в них граждан. А последним остается только вроде наслаждаться жизнью и ни о чем не заботиться. Между тем некоторые граждане, получатели услуг таких учреждений сохранили и имеют трудовой потенциал. Из них многие хотели бы трудоустроиться, чтобы реализоваться и также иметь дополнительных доход кроме той малой части пенсии, которая остается после оплаты социальных услуг.

Каким образом они реализовывают свое конституционное право на труд? имеют ли они возможность свободно распоряжаться своими трудовыми навыками? Как показывает практика значительная часть тех кто может и хочет осуществляют трудовую деятельность.

Вся эта «трудовая деятельность» регулируется в соответствии с Порядком участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1285)

Статья 13. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

11. Гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности, выплачивается вознаграждение в размере 75 процентов стоимости выполненных работ с зачислением остальных 25 процентов на счета стационарных учреждений, в которых проживают эти граждане, для использования на улучшение материально-бытового, социально-медицинского обслуживания граждан и на другие их нужды.

А пункт 1 и 2 этого документа гласят - Основными задачами лечебно-трудовой деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (далее именуются соответственно - граждане, стационарные учреждения), являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии в соответствии с их физическими возможностями, медицинскими показаниями и иными обстоятельствами.

2. Вовлечение граждан в лечебно-трудовую деятельность осуществляется на добровольной основе с учетом их состояния здоровья, интересов, желаний и на основании заключения врача стационарного учреждения (для инвалидов - в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовой экспертной комиссии).

Читая вышеприведенные нормы создается впечатление о всемерной заботе о своих клиентах со стороны учреждений социального обслуживания.

Как же на практике реализуется Постановление Правительства N 1285? А осуществляют они ее прямо по местожительству – в самом учреждении. Это происходит по простой причине - близко и удобно. А для некоторых это может быть единственная возможность из-за имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Трудовые отношения в таких случаях наименее формализованы. Если такой «работник» заболел или даже просто себя неважно чувствует, его никто не заставит выйти на работу и тем более ему не придется простаивать очереди к врачу для оформления больничного листа. Даже если его уволят, его наверняка позже снова примут на работу.

Администрация учреждения как правило такую трудовую деятельность приветствует и часто даже стимулирует. Особенно в тех районах, где трудно набрать необходимый штат для нормального функционирования учреждения. Способы стимулирования разные. Это может быть более комфортные условия проживания, доступ в пищеблок и продуктовый склад, что подразумевает дополнительное обеспечение продуктами питания. Первоочередное обеспечение одеждой и обувью, что может быть важным, когда у человека есть еще из чего выбирать, а не достается то, что осталось. Это особенно ценилось в прежние времена, когда подобные учреждения плохо финансировались и всего не хватало на всех.

Также им могут сделать определенные послабления в режиме учреждения. Например, выход из него в вечернее время или даже в ночное. Нужно уточнить по поводу более комфортных условий проживания. Это не люкс или что-то исключительное. Это чаще всего более лучшая комната из приблизительно одинаковых или просто лучше по своему расположению. Это может быть просто возможность выбора соседа, что очень немаловажно в условиях общежития, которое существует в подобных учреждениях. Бывают и случаи совсем похоже на принудительный труд. Но это относительно редко и выходит за рамки данной статьи.

Работают такие «сотрудники» санитарами, прачками, посудомойками и т. п.. иногда в подсобном хозяйстве библиотекарем или почтальоном, разносящими корреспонденцию внутри учреждения. За свою работу они получают зарплату, из которой также как из пенсии изымается значительная часть на оплату соц. услуг. Нужно отметить, что зарплата этих «сотрудников» отличается от обычных, не проживающих в учреждении. Чаще всего они получают 0.5 ставки и их оформляют как временные работники. А выполняют они объем работ не меньше, а в некоторых случаях даже больший чем обычные сотрудники, работающие как правило поголовно на 1.5 – 2 ставки. К примеру, ночью с кровати упал дедушка, который сам не может встать. Одной санитарке его поднять не по силу. Так зачем же одной? В соседней комнате работник живет. Пусть встанет и поможет. И никто ему не объяснит, что есть статья 96 трудового кодекса и не обязан он работать в ночное время. А поскольку оформлены они в лучшем случае как временные работники, то они никогда не имеют оплачиваемого отпуска. На них не распространяется деятельность профсоюза и другие гарантии, предусмотренные ТК. Но, как правило, их оформляют как осуществляющих лечебно-трудовую деятельность. Это позволяет интернату официально изымать 25% и без того неполноценного заработка у такого «работника».

Ситуация в ПНИ и того хуже. Там вся работа может вообще не оплачиваться или оплата имеет размер, имеющий символический характер. Между тем по штатному расписанию эту работу выполняет работник за нормальную зарплату со всеми надбавками и без вычета в пользу учреждения и деньги из бюджета на эти цели выделяются! Понятна заинтересованность администраций таких учреждений в таких «работниках». Понятно также, что на этой почве возможны разного рода злоупотребления.

Как видим практика трудоустройства людей, проживающих в учреждения социального обслуживания, в том числе людей с инвалидностью больше похожа на дискриминационную практику в их отношении. Первые два абзаца статьи 13 практически не используются, а если и используется, то используется весьма выборочно. Также мы видим нарушение статьи 58 ТК РФ, которая гласит:

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.

Но есть еще одна категория людей, ведущих трудовую деятельность и живущих в интернатах. Это те кто смог трудоустроиться вне стен учреждения, где они сами проживают. Таких конечно мало, но они есть. Они почти все трудятся тоже на тех же низкооплачиваемых должностях, но уже на общих основаниях трудового зак-ва. В отношении таких людей администрации интернатов думает только одно: а можно ли ему так трудиться? как бы чего не вышло?

Их пытаются отговорить от такого шага – трудоустройство за стенами интерната. Понятное дело терять «свои» трудовые ресурсы как минимум неразумно, и забота о здоровье проживающего стоит точно не на первом месте. В некоторых случаях администрации интернатов пытаются даже препятствовать или запретить! Ведь даже одного телефонного звонка, в ходе которого работодателю будет расписано во всех подробностях состояние здоровья того самого работника, его характеристика не с лучшей стороны бывает достаточно. Все это может сопровождаться описанием того, чем может грозить работодателю, имеющего такого работника, со стороны контролирующих органов. Понятно, что это весьма спорные аргументы, но и их бывает достаточно. Работодателю не нужно излишнее внимание со стороны контролирующих органов.

Таким образом, ситуация с реализацией конституционного права на труд для граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания очень неоднозначная. С одной стороны, они имеют такую возможность и она даже выше чем у обычных граждан. С другой стороны, условия, по которым они реализуют свое право, зачастую носят дискриминационный характер для них и часто сопровождается злоупотреблениями со стороны администраций интернатов - работодателей, у которых те проживают.

Присутствует также проблема юридического характера. Так недееспособные граждане, проживающие в интернате и работающие там в форме трудовой терапии, и юридически и по сути работают на своего опекуна. Ведь администрация интерната является для них опекуном. Между тем, гражданским кодексом запрещено опекунам и попечителям совершать сделки со своими подопечными за исключением односторонних в пользу последних. А работа в форме трудовой терапии (лечебно-трудовая деятельность) по сути является трудовым договором. С одной стороны работодатель, предоставляющий работу и создающий условия труда, а с другой стороны работник, лично регулярно исполняющий трудовые функции за определенную оплату.

Также не понятно, почему Постановление Правительства N 1285 разделяет работающих граждан, проживающих в интернатах, на две категории – работающих на условиях трудового договора и осуществляющие лечебно-трудовую деятельность. Скорее все это было сделано, чтобы недееспособные граждане тоже имели возможность реализовать хотя бы в такой форме свое конституционное право на труд. Но тогда почему последние должны 25% своего заработка отдать работодателю? В этом тоже присутствуют признаки дискриминации.

Как мы видим само Постановление Правительства N 1285 в определенной мере узаконивает дискриминационную практику.

Между тем, практика также показывает способность этих граждан в определенных случаях реализовывать свое право на труд на открытом рынке труда более или менее успешно. Особенно это касается такой категории как молодые люди с инвалидностью и с развитием коммуникационных технологий, позволяющие работнику работать удаленно.

Бесплатные консультации по Skype

Каждую среду юристы РООИ «Перспектива» проводят бесплатные юридические консультации по Skype

Подробнее