О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года

Постановление Правительства Москвы от 17 февраля 2009 г. № 115-ПП

Последние изменения от 24 августа 2010 г.

2009 год объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.

В целях интенсификации экономических и социальных процессов для решения проблем инвалидов и членов их семей Правительство Москвы постановляет:

1. Одобрить Стратегию повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года (далее – Стратегия), определяющую на основе Конвенции о правах инвалидов N 61/106 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций общие принципы деятельности, цели и задачи органов государственной власти города Москвы по решению проблем инвалидов и членов их семей (приложение 1).

2. Департаментам, комитетам, управлениям, к компетенции которых относится реализация целей и положений Стратегии, префектурам административных округов и управам районов города Москвы в целях консолидации усилий всего городского сообщества и реализации определенных Стратегией подходов и принципов обеспечить ее выполнение.

3. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти принять меры государственной поддержки, направленные на совершенствование механизмов предоставления инвалидам технических средств реабилитации, получение ими общего и профессионального образования, рациональное трудоустройство, в том числе через систему квотирования рабочих мест.

4. В связи с проведением в 2009 году в городе Москве Года равных возможностей и в целях реализации положений Стратегии, повышения эффективности работ и ускорения темпов адаптации города для нужд инвалидов внести изменения и дополнения в Комплексную целевую программу «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы (далее – Программа), утвержденную постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП, в части мероприятий 2009 года согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

5. Департаментам, комитетам, управлениям, определенным исполнителями мероприятий Программы, и префектурам административных округов города Москвы осуществлять финансирование и реализацию мероприятий Программы в 2009 году в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2009 год по соответствующим отраслям и в строгом соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Департаменту социальной защиты населения города Москвы, Департаменту здравоохранения города Москвы с участием Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Москве» в трехмесячный срок после подписания Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы с 1 января 2009 г. части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления санаторно-курортного лечения внести в Правительство Москвы проекты правовых актов об утверждении порядка предоставления:

6.1. Технических средств реабилитации и реабилитационных услуг, входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий инвалидам, проживающим в городе Москве.

6.2. Путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

7. Департаменту социальной защиты населения города Москвы в двухмесячный срок проработать вопрос о заключении соглашения с ОАО «Российские железные дороги» по предоставлению отдельным льготным категориям граждан бесплатного проезда к месту санаторно-курортного лечения на основании талонов специального образца.

8. Департаменту здравоохранения города Москвы, Департаменту социальной защиты населения города Москвы в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности к отдельным видам специализированной медицинской помощи в 2009 году внедрить по компетенции в работу подведомственных учреждений новые формы:

— стоматологического обслуживания инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, в том числе лежачих граждан и колясочников, проживающих в семьях и в стационарных учреждениях социального обслуживания;

— акушерско-гинекологического обслуживания женщин с поражениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие ампутаций конечностей.

9. Департаменту образования города Москвы:

9.1. Активизировать работу по созданию на дому ученических автоматизированных рабочих мест детям-инвалидам, обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий, студентам выпускникам ГОУ Центра образования «Технология обучения» и инвалидам в возрасте до 35 лет (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации).

9.2. Разрешить передавать с 1 января 2009 г. указанным в пункте 9.1 категориям инвалидов в безвозмездное пользование компьютерную технику после трехлетнего срока ее эксплуатации.

10. Департаменту физической культуры и спорта города Москвы совместно с Департаментом образования города Москвы обеспечить организацию и проведение в 2009 году массовых юношеских соревнований по зимнему туризму среди детей-инвалидов и других детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в коррекционных школах города Москвы.

11. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы завершить в 2009 году обеспечение жилой площадью семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на жилищный учет в городе Москве до 1 марта 2005 г.

12. Утвердить сферы ведения органов исполнительной власти города Москвы в вопросах формирования комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан в городе Москве (приложение 3).

13. Москомархитектуре, Москомэкспертизе, Мосгосстройнадзору, Объединению административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы:

13.1. Обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих требования по комплексному обустройству для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности и других маломобильных групп населения объектов городской инфраструктуры (общественные и жилые здания, прилегающие территории, транспортно-пешеходная сеть, рекреационные зоны и др.) при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов городской инфраструктуры.

13.2. В рамках предоставленных полномочий применять меры воздействия к ответственным лицам, допустившим проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов реконструкции, нового и капитального строительства, капитального ремонта, не соответствующих действующим строительным нормам и правилам в части их комплексного обустройства для инвалидов.

14. Москомэкспертизе и Мосгосстройнадзору создать в пределах штатной численности профильные группы специалистов – экспертов (не менее 10 человек) для обеспечения при проектировании и вводе объектов в эксплуатацию соблюдения требований законодательства, строительных норм и правил по комплексному приспособлению объектов городской инфраструктуры (независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности) для нужд инвалидов.

15. Мосгосстройнадзору до 31 декабря 2009 г. подготовить и представить Мэру Москвы списки организаций, выполнивших и нарушивших в 2009 году нормативные требования доступности объектов для нужд инвалидов и других маломобильных граждан при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов строительства, с последующим опубликованием в средствах массовой информации.

16. Департаменту городского заказа капитального строительства города Москвы, Москомархитектуре, Москомэкспертизе:

16.1. Включать в обязательном порядке в задания на проектирование объектов городского заказа требования о доступности их для инвалидов и других маломобильных граждан.

16.2. Внести уточнения и дополнения в разработанную проектно-сметную документацию на объекты городского строительства, не отвечающую требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных граждан.

16.3. Не допускать утверждения проектно-сметной документации, не отвечающей требованиям доступности объекта для инвалидов и других маломобильных граждан.

17. В целях реализации Стратегии и Программы с учетом действующих строительных норм и правил в первом полугодии 2009 г.:

17.1. Предложить предприятиям – производителям типовых и повторно применяемых серий жилых домов массового строительства по городскому заказу обеспечить разработку в составе проектов этих серий раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов».

17.2. Просить предприятия, изготавливающие лифты и стационарное специальное подъемное оборудование для перемещения инвалидов, обеспечить их производство с учетом требований доступности для инвалидов, в том числе на креслах-колясках, в целях применения при строительстве жилых и общественных зданий по городскому заказу.

18. Москомархитектуре:

18.1. Обеспечить разработку раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» в типовых и повторно применяемых проектах общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений и физкультурно-оздоровительных комплексов по технологическим заданиям, подготовленным Департаментом образования города Москвы, Департаментом физической культуры и спорта города Москвы по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

18.2. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы организовать изучение отечественного и международного опыта в целях совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования по доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан.

18.3. Утратил силу.

19. Департаменту имущества города Москвы:

19.1. При проведении специализированных торгов на приобретение прав аренды на нежилые помещения для размещения предприятий потребительского рынка и услуг предусматривать в конкурсной документации обязательные требования к арендаторам по приспособлению нежилых помещений для инвалидов и других маломобильных граждан.

19.2. Внести соответствующие дополнения в проект типового договора аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, в части включения дополнительного требования, обязывающего арендатора провести работы по приспособлению нежилого фонда для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

20. Просить ГУВД по г. Москве привлекать к административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки и стоянки транспортных средств инвалидов.

21. В целях ускорения темпов адаптации города для инвалидов и поощрения организаций, реализующих принципы «универсального дизайна» при строительстве объектов городской инфраструктуры, учредить премии Мэра Москвы за особые достижения в области формирования безбарьерной среды жизнедеятельности.

22. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:

22.1. Утратил силу.

22.2. В первом полугодии 2009 г. подготовить проект федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в части уточнения состава административных нарушений за уклонение от исполнения требований действующего законодательства о создании безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан, а также использования полученных от штрафных санкций денежных средств на адаптацию не приспособленных для инвалидов объектов сложившейся застройки.

23. Утратил силу.

24. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказать содействие в освещении и реализации мероприятий Года равных возможностей в программах московских теле-, радиоканалов и в городских печатных изданиях.

25. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы по заявкам Департамента социальной защиты населения города Москвы оказать содействие в установленном порядке в размещении информации о проводимых мероприятиях на объектах наружной рекламы.

26. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы обеспечить:

26.1. Освещение положений Стратегии через средства массовой информации.

26.2. Широкое информирование населения о ходе реализации мероприятий Года равных возможностей, в том числе в рамках Программы.

27. Департаменту внешнеэкономических и международных связей города Москвы при проведении мероприятий международного характера использовать имеющиеся возможности по информированию широкой зарубежной общественности о проведении в городе Москве Года равных возможностей.

28. Органам исполнительной власти города Москвы – государственным заказчикам Программы активизировать работу с широкими слоями населения, общественными организациями по совершенствованию социальной помощи инвалидам, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности и членам их семей.

29. Предложить органам местного самоуправления в Год равных возможностей принять активное участие в мероприятиях городского, окружного и районного уровня по социальной поддержке инвалидов и членов их семей; в организации досуга инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

30. Предложить руководителям предприятий и организаций всех форм собственности принять активное участие в поддержке инвалидов, работающих на предприятиях и в организациях, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, по оказанию финансовой помощи общественным организациям инвалидов либо общественным организациям, занимающимся проблемами инвалидов, принимать меры по развитию ведомственной сети реабилитационно-оздоровительных объектов для этой категории граждан.

31. Предложить Московской федерации профсоюзов, городским организациям отраслевых профсоюзов:

— обеспечить участие профсоюзных организаций в мероприятиях Программы, приуроченных к Году равных возможностей;

— эффективнее использовать сеть ведомственных социальных учреждений в целях оздоровления семей инвалидов или имеющих в своем составе детей-инвалидов; при распределении путевок учитывать наличие в семье инвалидов и детей-инвалидов.

32. Департаменту социальной защиты населения города Москвы в двухнедельный срок подготовить предложения о распределении ассигнований на реализацию мероприятий Программы между главными распорядителями бюджетных средств.

33. Департаменту финансов города Москвы в установленном порядке внести изменения в ведомственную структуру расходов и сводную бюджетную роспись бюджета города Москвы на 2009 год на основании предложений Департамента социальной защиты населения города Москвы. Предусмотреть перераспределение средств, предусмотренных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы на реализацию пункта 3.1.6 мероприятий программы (раздел 05 подраздел 03 «Благоустройство»).

34. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 319-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007-2009 годы» (в редакции постановлений Правительства Москвы от 15 апреля 2008 г. N 302-ПП, от 17 июня 2008 г. N 523-ПП, от 26 августа 2008 г. N 757-ПП, от 9 сентября 2008 г. N 814-ПП), изложив в приложении к постановлению мероприятия Программы на 2009 год в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

35. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителей комплексов городского управления и заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в части их касающейся).

Общий контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2009 г.

Мэр МосквыЮ.М. Лужков

Приложение 1

к постановлению Правительства Москвы

от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП

Стратегия
повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года

В Москве более 1,2 млн. человек – инвалиды. Это почти каждый десятый житель города.

Правительством Москвы, Московской городской Думой, префектурами округов и управами районов, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь нашего города. Эта деятельность носит системный характер.

Начиная с 1998 года, реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

В 2001 году был принят Закон города Москвы N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы». С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Начиная с 2001 года в городских программах, эти мероприятия выделяются в специальный раздел, в котором определяются целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Темпы этой работы особенно возросли за последние два года в рамках реализации Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 – 2009 годы (далее – Программа). Если за 2001 – 2003 годы было оборудованы для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние два года уже сделано в десять раз больше (13708). По обустройству наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с 80 до 5435 единиц.

К настоящему времени сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:

— определены категории инвалидов, для которых требуется создание особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на креслах-колясках, с опорами для передвижения, с проблемами зрения и слуха);

— дифференцированы по отдельным элементам объектов градостроительной инфраструктуры (общественные и жилые здания, дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки и средства общественного пассажирского транспорта и т.д.) виды и составы работ, обеспечивающие безбарьерность объектов для разных категорий инвалидов;

— создана унифицированная система комплексной оценки фактической доступности для разных категорий инвалидов и других маломобильных граждан (родителей с малолетними детьми, граждан с временными ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.

По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий, к сожалению, пока невелик и не превышает 25 – 30% по разным административным округам). На основе получаемых сведений набирается общегородская специализированная база данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации учреждения, а также состав работ.

По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 г. не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 г. в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов будут обустраиваться только с применением модульных конструкций.

Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001 – 2005 годах ГУП «Мосгортранс» производились лишь отдельные «целевые закупки» предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году – 5 ед., в 2005 – 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на 399 маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.

В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (далее – Конвенция) принцип «дизайн для всех», основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).

Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась, в основном, до 1995 года – законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу, особенно при переезде в разные его районы. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации «старой» городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города.

Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг по реабилитации.

В связи с реформой федерального законодательства и кардинальным пересмотром компетенции органов государственной власти в отношении инвалидов (передачи в федеральное подчинение городской службы медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты), был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве», которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета.

Выполнение городских целевых программ позволяет поэтапно осуществлять системные мероприятия, направленные на снижение показателей инвалидности, восстановление и укрепление здоровья лиц с хроническими заболеваниями.

Значительно увеличился объем предоставленных инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями, услуг по медицинской многопрофильной реабилитации: если в 2004 году услуги получили белее 500 тыс. инвалидов, то в 2007 г. этот показатель возрос до 1 млн. человек (в т.ч. в дневных стационарах – 50,6 тыс.). Курсы восстановительного лечения ежегодно проводятся 22,5 тыс. детей-инвалидов.

В соответствии с российским и московским законодательством обязательное медицинское страхование обеспечивает всем застрахованным горожанам равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи. Московским городским фондом ОМС за счет средств своего бюджета осуществляется информационно-разъяснительная работа среди москвичей по повышению правовой культуры и осведомленности населения о порядке и условиях получения гарантированной государством медицинской помощи.

Сложившаяся в городе комплексная система реабилитационных учреждений различного ведомственного подчинения позволяет на современном уровне оказывать необходимую медико-социальную помощь не только москвичам, но и другим гражданам Российской Федерации, пребывающим из других регионов. В настоящее время в этой сфере работают более 1,4 тыс. организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения – 1016, федерального – 44, негосударственных – 139. Вместе с тем, в настоящее время в государственной системе здравоохранения нет ни одного специализированного центра, работающего по долгосрочным программам комплексной медико-социальной реабилитации «спинальников». Только в 2009 году в Москве планируется открыть первый такой центр, который должен стать не только медицинским учреждением, но и научно-методическим штабом, отрабатывающим новые формы и методы этой категории пациентов.

Сегодня в городе функционирует разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды – детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы-детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения «Школа надомного обучения» (14), средние общеобразовательные учреждения «Школа здоровья» (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45).

Во всех типах образовательных учреждений, удовлетворяющих в целом потребности маленьких москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 18 тыс. детей-инвалидов. Более 3 тыс. детей обучаются индивидуально на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Всего в 2008 году система образования охватывает 74,5 процента детей-инвалидов школьного возраста и 36,7 процента детей-инвалидов дошкольного возраста. При этом постоянно увеличивается количество детей, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, получающих образовательные услуги.

Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов и молодежи, адекватного их состоянию и здоровью, выделено в один из приоритетов социальной политики города. Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2008 г. N 302-ПП принята подпрограмма «Совершенствование работы с детьми-инвалидами и другими детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2008 – 2009 годы».

Кроме того, в 20 домах ребенка городского подчинения воспитывается 450 детей-инвалидов. В 7 детских домах-интернатах системы социальной защиты населения города проживает 1806 «тяжелых» детей-инвалидов, которые получают весь комплекс мероприятий по воспитанию, медицинской и социальной реабилитации, обучаются навыкам обслуживания и самостоятельной жизнедеятельности.

Анализ современной ситуации показывает, что уже сейчас в Москве реализуются основные положения международных соглашений и стандартов, принятых в отношении инвалидов. Более того, комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы» на 2007 – 2009 годы рассчитана на раннюю реабилитацию москвичей с ограничениями здоровья по болезни или по возрасту, но не желающих получать статус инвалида по разным причинам или не имеющих на то оснований. В программе содержится более тысячи мероприятий, по каждому из которых установлены плановые целевые количественные показатели, объемы работ и выделяемые на эти цели финансовые средства (утвержденный в настоящее время плановый объем финансирования составляет более 34 млрд. рублей).

Кроме того, ряд направлений дополнительно реализуется в других профильных городских программах.

Выполнение всех утвержденных программ и планов обеспечивает решение основных практических задач по всем аспектам реабилитационной помощи различным категориям инвалидов-москвичей (независимо от возраста, причины и тяжести инвалидности), способствует профилактике инвалидности, снижению тяжести социальной дезадаптации инвалидов.

По сравнению с 2003 годом снизилось число детей-инвалидов (с 27,4 тыс. чел. до 25,6 тыс. чел.). Несколько снизилось число инвалидов 1 группы, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (с 81, 9 тыс. чел. до 71, 7 тыс. чел.).

Вместе с тем, количество инвалидов в городе остается большим. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. чел. трудоспособного возраста; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках – более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих – свыше 10 тыс. лиц; глухих – около 5,5 тыс. чел.

В общей численности инвалидов 6,2 процента составляют те, у кого I группа, 76,8 процента – II группа; 17 процентов – III группа. Основными причинами инвалидности у взрослых являются болезни системы крови и злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы и последствия травм.

В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата используют вспомогательные опоры для передвижения. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам.

Более 14 тыс. инвалидов, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Около 1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном дошкольного возраста (987 чел.) все еще не включены в системный образовательный процесс и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги.

Все эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.

В этой связи, в среднесрочном периоде необходимо решить следующие задачи:

— реорганизовать деятельность органов исполнительной власти города Москвы и перейти от «заявительного» принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;

— обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;

— создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;

— оптимизировать и переструктурировать сеть реабилитационных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы, в целях приближения их к месту жительства и обеспечения «активного» социального патронажа.

Еще одной основной задачей является создание новой, эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.

Последовательная политика в этом направлении проводится городом с 1998 года через квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствии с Законом города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47, а также использование средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве, образованного в соответствии с Законом города Москвы от 26 июня 2002 года N 32. По оценочным данным, на предприятиях города трудятся сейчас около 145 тыс. инвалидов. За последние десять лет на квотируемых рабочих местах работало более 45 тысяч москвичей из числа инвалидов и молодежи.

Ежегодно за счет городского бюджета создается дополнительно от 300 до 780 рабочих мест. Вместе с тем, общая потребность в рабочих местах для трудоустройства инвалидов, с учетом видов патологий, по данным экспертных исследований (официальная статистика не собирается), составляет не менее 2,5 тыс. в год, из них около половины – на специализированных участках и цехах.

С советских времен в городе функционируют специализированные предприятия всероссийских общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС и ВОГ), а также предприятия местной промышленности (ЗАО «Горспецпром») С 2000 года, после отмены налоговых льгот по хозяйственной деятельности, неуклонно сокращается численность работающих на них инвалидов. В настоящее время на них занято около 4 тыс. чел, в том числе 2,9 тыс. инвалидов. Ввиду значительного износа, многие рабочие места (более 80 процентов) требуют коренной модернизации. Уровень заработной платы на указанных предприятиях является крайне низким. В настоящее время не определена продуманная, долгосрочная программа поддержки деятельности этих организаций, на которых не только работают, но и получают услуги по медицине и реабилитации, общаются самые тяжелые категории инвалидов (слепые люди, граждане с психическими и интеллектуальными расстройствами).

Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения города, дефицит которого становится все более острой проблемой. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы в Москве более широкое трудоустройство инвалидов могло бы улучшить ситуацию на городском рынке труда. Тем более, что для многих людей с инвалидностью сам факт занятости является важным доказательством их полноценности для общества.

Негативное влияние на этот процесс оказало вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части отмены института внесения работодателями в бюджеты субъектов специальных платежей в качестве альтернативного механизма квотирования рабочих мест. С 2004 года более чем в 2 раза сократилось количество работодателей, квотирующих рабочие места для инвалидов (с 15 тыс. до 7 тыс. чел. соответственно). В настоящее время не создана комплексная система государственного стимулирования работодателем, участвующих в программах по трудоустройству инвалидов. В связи с этим, работодатели экономически не заинтересованы организовывать рабочие мес

Яндекс.Метрика