Будущие юристы-правозащитники узнали о правах людей с инвалидностью

В РУДН прошли занятия правового модуля для студентов «Законодательное обеспечение прав людей с инвалидностью». Юрист РООИ «Перспектива» Линь Нгуен и начальник управления социальной политики Всероссийского общества глухих Максим Ларионов провели на четыре занятия в рамках магистерской программы «Международная защита прав человека».

Магистерская программа создавалась при поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, а для ее реализации был учрежден Консорциум, объединяющий девять университетов в четырех регионах России. Студенты вузов – участников Консорциума из Перми, Воронежа, Казани и Екатеринбурга также «присутствовали» на занятии благодаря видеотрансляции и могли задать любой вопрос лекторам. «Будущие юристы, изучающие международную защиту прав человека, проходят теоретические курсы, и мы дополнительно организовали для них практические модули для подкрепления знаний, – говорит менеджер магистерской программы Оксана Харитонова. – Важно, что их проводят сотрудники неправительственных организаций, которые знают предмет не понаслышке».

Линь Нгуен рассказал студентам о Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, – всеобъемлющем документе, который, после ратификации Россией в 2012 году, является важной частью российского законодательства. В ней прописан запрет на дискриминацию, право на образование, труд, доступную среду, передвижение, доступ к информации, правосудию, вовлеченность в местное сообщество и другие права. После ратификации законодательная и исполнительная власти изменили многие законы и приняли подзаконные акты, чтобы российские законы способствовали реализации положений Конвенции.

Будущие юристы-правозащитники узнали о правах людей с инвалидностью

Лекторы задали студентам несколько юридических задач на основе реальных случаев и предложили найти решения в создавшихся ситуациях, подобрав необходимые законодательные нормы. К примеру, студенту, который учится дистанционно, не разрешили сдавать государственный экзамен на основании того, что вуз не оборудован условиями для людей на коляске. Имеет ли он право сдавать экзамен дистанционно? В Законе об образовании есть пункт, где говорится, что любой человек имеет право на сдачу экзамена. Обеспечить ее в дистанционной форме – это ответственность вуза, который должен разработать локальный нормативный акт. А студент может также дистанционно показать паспорт приемной комиссии.

Слушатели также легко справились с задачей о молодом человеке на коляске, который проживает в старом здании без пандуса. Они подобрали соответствующие статьи Закона о социальной защите инвалидов, документы Роскомнадзора, постановление Правительства. Согласно этим документам, создается муниципальная комиссия, которая по заявлению жильца с инвалидностью или его семьи обследует квартиру, подъезд, места общего пользования и выносит акт о перепланировке за счет муниципального бюджета. Если производить перепланировку слишком дорого, то комиссия решает, что проживание в этой квартире непригодно, и человек становится в очередь для получения жилья.

Будущие юристы-правозащитники узнали о правах людей с инвалидностью

«Моя бабушка тоже передвигается на коляске, – рассказала Алсу Латыпова, студентка 1-го курса магистратуры. – Мы пытались решить проблему на уровне властей нашего города, но так и не смогли. Поэтому задачи на основе реальных кейсов оказались очень полезными не только с профессиональной, но и с бытовой точки зрения, потому что иногда не знаешь, как поступить, чтобы помочь близким. Мне понравилось, что первое занятие посвящалось этическим моментам, мы узнали терминологию в общении с людьми с инвалидностью, о которой даже и не подозревали раньше».

Говоря о недискриминации как об одном из основных принципов, провозглашаемых Конвенцией, Максим Ларионов подчеркнул, что меры для устранения дискриминации в обществе должны обсуждаться самими людьми с инвалидностью. Иначе эти меры не дадут результата. Чиновник любого уровня, принимая решение, должен консультироваться с организациями людей с инвалидностью. Дискриминация и сейчас распространена в российском обществе – например, иногда на телеканалах можно услышать новости без сурдоперевода, а это значит, что неслышащим людям закрывается доступ к получению информации. Еще несколько лет назад получили широкую огласку несколько резонансных дел о том, как человека на коляске не пустили в ресторан или в самолет. Были случаи, когда людям с легкой ментальной инвалидностью, проживающим в ПНИ, отказывали в заключении брака, а ребенка с синдромом Дауна не принимали в детский сад. Такие ситуации должны находиться в эпицентре внимания и широко обсуждаться всеми слоями общества.

«Сегодня право на образование имеют все, вопрос в том, что у каждого человека своя траектория образовательного развития, – убежден Максим Ларионов. – Кто-то может получить три диплома, а кто-то за это время научится ухаживать за собой и станет самостоятельным в бытовом плане. И нельзя равнять всех под одну гребенку и исключать людей с инвалидностью из образовательного процесса. У каждого человека должен быть шанс для достижения максимального развития. Любая работа, даже не самая квалифицированная, повышает качество жизни, и Конвенция о правах инвалидов говорит о том, что каждый имеет право на проявление способностей и раскрытие своего потенциала».

Будущие юристы-правозащитники узнали о правах людей с инвалидностью

«Вряд ли студенты будут искать и найдут такой курс по собственной инициативе, – поделилась своим мнением Галина Бубликова, студентка 2-го курса МГИМО. – Не всегда мы даже задумаемся о подобных проблемах. А здесь люди, обладающие бесценным знанием и опытом, приехали к нам сами. Преподаватели очень контактные, всегда готовы ответить на любой вопрос. Особенно интересны практические задачи, через их призму начинаешь понимать, как применить законодательство на практике. Мы получили необходимые юридические основы, важные в нашей будущей профессиональной деятельности».

Третий день был посвящён теме доступной среды для маломобильных граждан и теме дееспособности. Занятие провели Олеся Маркова и Линь Нгуен.

«Доступная среда является ключевым элементом в адаптации людей с инвалидностью. Без нее они не смогут реализовать свои права на образование, на труд, на элементарную комфортную и независимую жизнь. В России с момента ратификации Конвенции процесс создания доступной среды стал более интенсивным. Изменено и принято множество нормативно-правовых актов, которые позволили создать действенный механизм реализации положений Конвенции. Принята государственная программа «Доступная среда», которая была продлена до 2020 года. Комплекс принятых мер резко изменил ситуацию в данной сфере», – считает Олеся Маркова. Были рассмотрены примеры как успешной, так и неудачной реализации мер по созданию доступной среды, обсуждались нерешенные проблемы.

Люди с ментальной инвалидностью – самая незащищённая категория граждан. Но все-таки в данной сфере произошли сдвиги: появились институт ограниченной дееспособности, требования обязательного присутствие лица в суде, если в его отношении рассматривается вопрос дееспособности, положение об обязанности опекуна учитывать мнение и предпочтения опекаемого и др. «Несмотря на серьёзные изменения законодательства, положение людей с ментальной инвалидностью на практике все еще находятся в плачевном состоянии – считает Линь Нгуен. – Знания в данной сфере будут очень востребованы в практике юриста».

Все студенты, прошедшие через правовой модуль, получат соответствующий сертификат от РООИ «Перспектива».

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика