Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

03.04.14 «Говоря об аутизме, нужно уходить от понятия инвалидности, а вместо этого смотреть на возможности и способности, которыми обладает человек», – считает гость «Перспективы» из Нью-Йорка, профессор Университета Аделфи Стивен Шор (Stephen Shore), человек с расстройством аутического спектра (синдромом Аспергера).

Стивен провел в Москве несколько встреч и конференций со специалистами, а также родителями детей с расстройствами аутического спектра. В ходе видеоконференции, организованной РООИ «Перспектива», Стивен рассказал о себе и ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Рассказывая о себе, Стивен Шор разделил свое детство и юность на несколько этапов, соответствующих различным стадиям проявления синдрома Аспергера. «Когда мне было полтора года, произошел так называемый взрыв «бомбы» аутизма – я перестал разговаривать, появились другие признаки аутизма. Но в то время об этом было известно крайне мало, поэтому мои родители далеко не сразу нашли доктора, который сумел определить, что со мной происходит».

Родителям предложили отдать ребенка в специализированное учреждение, где содержали таких детей, чтобы они не были обузой семьи – ведь их невозможно вылечить! Однако родители Стивена отказались и на свой страх и риск взялись развивать сына сами. Музыка, гимнастика, специальные движения, имитация речи... В США в то время не существовало концепции раннего развития таких детей, поэтому родителям Стивена пришлось двигаться интуитивно. «Они стали имитировать меня, и тогда я пустил их в свою реальность, – рассказывал Стивен. – А тогда уже началась работа».

Профессор Университета Аделфи подчеркивает: главное – установить контакт, это важно для любого ребенка, а не только того, у которого аутизм. Затем нужно найти необходимые ресурсы, именно для этого ребенка, с учетом его особенностей и потребностей.

Для того, чтобы начать готовить ребенка к взрослой жизни, Стивен Шор предлагает начать с выявления его интересов: чем он занимается в свободное время? Чем бы хотел заниматься? Важно определить его способности, его интересы, особенности мышления, не забывая и про сложности, с которыми он сталкивается.

Рассказывая о себе, Стивен сообщил, что когда был маленьким, очень любил разбирать часы. А потом собирал, причем всегда правильно. «Наверное, на рубеже двадцатого века я бы мог стать неплохим часовщиком, – пояснил профессор. – Но я трансформировал этот навык в починку велосипедов – чинил их и дома, и в магазинах».

Стивен Шор еще раз подчеркнул, что очень важно выявить способности человека и уже по ним подбирать работу.

Он также рассказал о различных видах вмешательства: образовательно-поведенческие, сенсорные, биомедицинские, которые могут использоваться при работе с детьми с расстройствами аутического спектра. По его мнению, для каждого ребенка можно выбрать собственную модель такого вмешательства, учитывающую особенности именно этого ребенка.

Продолжая рассказ о собственном детстве, Стивен поведал слушателям о том, как в шесть лет родители отвели его в обычную школу, где он не знал, как общаться, чтобы его понимали, а учителя не знали, как общаться с необычным учеником.

В восемь лет будущий профессор увлекался разбиванием камней: ему нравилось смотреть на мерцание слюдяных вкраплений на разломе камня. Это привело к интересу к геологии, затем – к географии. Стивен много читал по интересующим его предметам. Учителя не знали, как вовлечь такого ученика в общие занятия, поэтому предпочитали оставить его в покое. «В третьем классе мой стол был завален книгами по астрономии, – вспоминает Стивен Шор. – И мой учитель считал, что математику я никогда не выучу. Но сейчас я читаю курс по статистике и с математикой у меня все в порядке». Профессор полагает, что учителю следовало попытаться трансформировать интерес ученика к астрономии в математику.

В средней и старшей школе юный Шор обнаружил, что при помощи слов проще донести сво мысль, нежели имитируя звуки природы, и все постепенно стало нормализовываться. Одновременно возник серьезный интерес к музыке, и это увлечение осталось со Стивеном на всю жизнь. В школе он занимался в ансамбле с ребятами, и через музыку налаживал отношения с ругими людьми. Благодаря музке уже в колледже познакомился со своей будущей женой. Колледж вообще стал совсем другой жизнью: в нем было очень много разных людей, и найти того, с кем можно было бы, например, ночью поехать кататься на велосипеде, было совсем не трудно.

Профессор Стивен Шор женат уже 24 года, он автор ряда книг, в том числе «За стеной», которая недавно вышла на русском языке. Стивен путешествует по всему миру, рассказывая об аутизме, пишет книги и статьи, а также дает уроки музыки детям с аутизмом.

Отвечая на вопросы слушателей о том, стоит ли сообщать ребенку с аутизмом, что у него аутизм, а также как и когда это лучше сделать, Стивен рассказал историю о мальчике, которому он по просьбе родителей сообщил об аутизме.

«Любой ребенок понимает, что у него есть проблемы, – сказал Стивен Шор, – нужно объяснить, в чем дело, и начать лучше с его способностей и талантов, а затем перейти к сложностям. Мы специально не называем их слабостями, а именно сложностями, которые в принципе могут быть компенсированы. Ребенок должен понять, что сильные стороны и сложности могут быть у каждого, и аутизм – это состояние, а не недостаток. Только тогда, когда он поймет себя и свои особенности, он сможет защитить свои права».

Кратко об эксперте вебинара:
см. анонс "Видеоконференция с доктором Стивеном Шором"

Видеозапись вебинара 03.04.2014: