Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Первые спектакли по пьесам молодых авторов с инвалидностью поставили на сцене Детского музыкального театра им. Н. Сац.

Мечты о настоящей любви, воспоминания о недавнем детстве, страх и любопытство к малознакомому миру, где притаилось неведомое и всякое возможно – в причудливом смешении жанров и умелой постановке опытных режиссеров все это было преподнесено благодарным зрителям, которые пришли поддержать проект Театральная перспектива 18+.

Проект вырос из Театральной перспективы для подростков, где под руководством профессиональных драматургов дети писали пьесы, а взрослые актеры и режиссеры воплощали придуманные ими истории на сцене известных театров. Предполагалось, что таким образом юный человек сможет высказать то, что его волнует, а оказавшись на сцене под аплодисменты зала – поверит в свои силы и творческие возможности. Авторы проекта, региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива», пришли к выводу, что не только тинейджерам нужна такая возможность, нередко и после 18 лет человека волнуют те же проблемы, и ему очень нелегко принять этот мир и себя в нем. Особенно если это человек с инвалидностью.

Пьесу «Кристина» написали девушки Дарья Вторыгина и Анастасия Селезнева. И историю придумали на первый взгляд банальную, девочковую – про любовь, отношения, выяснение этих отношений… Да еще режиссер Александр Кузнецов постарался внести в хитросплетение любовных историй этакую водевильную легкость, необязательность. Однако авторы оставили банальности в стороне: потрясающим финалом стала сцена в аэропорту, когда героиня, улетающая навсегда в Испанию, страну, о которой мечтала с самого детства, прощается с любимым, прощается с родными, друзьями, со всем, что привязывало ее к этой жизни, и – улетает. Конечно же, искушенный зритель ждал, что вот сейчас, под объявления о заканчивающейся посадке, она передумает, кинется обратно в объятия провожающего ее мальчика и останется с ним навеки, а Испания так и будет для нее вечной мечтой. Но девушки-авторы решили иначе. Мечту предавать нельзя, особенно когда ты ждал ее исполнения долгие годы.

«У детей всегда на первом месте мечта, – размышляет исполнитель одной из главных ролей актер Денис Бондарков. – Потом, когда они вырастают, начинают думать немного иначе, меняются приоритеты, появляются другие ценности… Выбор может оказаться совсем другим. Но пока мечта важнее».

«Для меня большая радость и честь быть частью проекта "Театральная перспектива". Мне очень хотелось передать зрителям образы, заложенные в пьесе "Кристина", и главное – такую важную для каждого человека тему мечты. Однажды на съемочной площадке фильма "Космические ковбои" я услышал от Клинта Иствуда: "Прислушивайся к своем сердцу и следуй своей мечте". Я верю этим словам, следую за мечтой. Это замечательно, что ребята с инвалидностью мечтают, очень надеюсь, что какая-то их мечта сбылась в день премьеры и с моей помощью" – говорит Александр Кузнецов.

Молодой человек с инвалидностью чаще всего оканчивает специальную школу-интернат, и затем учится в институте тоже дистанционно, нередко испытывая серьезный дефицит общения с самыми обычными людьми вокруг и надолго застревая в своем подростковом мире, как в коконе. Одна из авторов пьесы, Анастасия Селезнева, не хотела ехать и даже плакала, собираясь в летний лагерь Театральной перспективы, где молодежь осваивала азы драматургии. Дружелюбная атмосфера, бесконечное творчество в самых разных видах и жанрах за считанные дни раздвинули привычные горизонты и дали возможность заглянуть вперед, показали самим юным авторам их собственный потенциал.

В пьесе оказался задействован звездный коллектив актеров, которые уже не первый раз поддерживают Театральную перспективу: помимо Александра Кузнецова и Дениса Бондаркова в спектакле играли Наталья Лесниковская и Андрей Москвичев, к которым присоединились известные актрисы Анастасия Денисова и Евгения Бордзиловская. «Мы выходим, играем, и я смотрю на лица этих авторов, как они светятся, как сияют глаза, насколько для них это важно, что задуманное ими поняли известные актеры, сыграли это, а потом пригласили их на сцену и вместе, как равные, принимали аплодисменты, – поделился Андрей Москвичев. – Это очень помогает поверить в себя, и в конечном счете, это самое главное».

Трио авторов – Григорий Кузнецов, Елена Старчикова и Иван Суетин написали пьесу «Любовь и роботы», балансируя на хрупкой грани между детскими фантазиями и серьезными взрослыми проблемами. Роботы, искусственный интеллект в виде говорящего локомотива – это, конечно же, дань уходящему детству с его играми и игрушками. А вот любовный треугольник, замешанный на сложной «производственной» драме – уже по другую сторону черты, в неотвратимо наступающей взрослой реальности. Актеры Сергей Друзьяк и Иван Громов, также давно поддерживающие «Перспективу» и хорошие друзья по жизни, в пьесе оказались соперниками за руку и сердце героини. Один – неисправимый романтик и талантливый ученый, другой – циничный карьерист, «неспособный собрать ничего серьезней консервной банки», по выражению героини, которая, конечно же, к финалу все поняла и сделала правильный выбор. Потому что пока молодые авторы уверены: все должно кончиться хорошо. «Мне было очень интересно играть в этом спектакле, – поделился Сергей Друзьяк. – Сама история очень трогательная, и мы с Иваном пробовали свои роли то так, то иначе, менялись ролями, искали правильные интонации»…

Спектакль поставил режиссер Михаил Егоров, а сыграли в нем также Ирина Калинина, Александр Носик, Мария Беккер. Еще одним, «внеплановым», актером на сцене оказался Андрей Барбашин – тоже из группы молодежи с инвалидностью, которая занималась в летнем лагере РООИ «Перспектива». Часть ребят в лагере писала пьесы. А другая под руководством известного режиссера Роберта Манукяна осваивала актерское мастерство: молодежь ставила этюды, оттачивала пластику и училась правильно владеть голосом. В премьерном показе участвовали трое: помимо Андрея сыграли свои роли Юлия Орлова и Юрий Аристов. В своем спектакле их заняла режиссер Ольга Лысак, для которой эта Театральная перспектива – далеко не первая. Ольга уже поставила пять спектаклей по пьесам подростков с инвалидностью, и отметила, что произведения более взрослых авторов заметно отличаются: «Хорошо заметен творческий рост, – рассказала режиссер. – Ребята в этом возрасте поднимают уже другие темы, четче обозначают, что их волнует, и дают этому выход в своих текстах».

Авторы пьесы «Жизнь Джона Тьюэла» Дмитрий Ворожкин и Влад Семериков рассказали историю игрушечных зверушек, которые давно живут в иллюзорном мире, но остаются бесконечно преданны своему подросшему хозяину. Когда у него случилась беда – умерла жена, сбежал из дома сын, – верные друзья детства пришли на помощь, перебравшись в реальный мир, где им пришлось столкнуться со множеством непонятного и даже страшного. Банда гангстеров, проститутки, наркодилеры, полиция и даже доктор, страшный и ужасный, – во всем этом сконцентрированы затаенные страхи молодого человека, переходящего в суровый взрослый реальный мир из уютной сказки детства. «Бывает так, что этими страхами, проблемами сложно поделиться даже с родителями, – размышляет режиссер, у которой собственный 14-летний сын Никита Полицеймако сыграл медвежонка в спектакле. – Есть ли у меня настоящие друзья? Что будет, если я останусь один в незнакомом городе? Что, если я стану никому не нужен? Вдруг меня предадут? Терапевтический эффект, свойственный театру и теплой компании, помогает преодолеть эти страхи».

Авторы нашли для героя выход: искать поддержку в своем детстве, там, где дружба была настоящей и безусловной, а с игрушечными друзьями было все просто и понятно. Однако к финалу игрушки все же отправились восвояси, в свой иллюзорный мир, правда, пообещав герою, что всегда будут готовы ему помочь.

«Я очень рада за ребят, чьи пьесы мы сегодня увидели, – поделилась руководитель проекта Театральная перспектива Мария Генделева. – Им явно удалась эта попытка самовыражения, возможно, они и для себя поняли что-то важное, посмотрев свои произведения в интерпретации опытных режиссеров и актеров. А еще я бесконечно горжусь ребятами, которые сегодня выступили как актеры, они прекрасно вписались в спектакли, а актеры-профессионалы замечательно с ними взаимодействовали. В этот раз в нашу команду влились новые друзья, замечательные актеры Татьяна Матюхова, Заслуженная артистка России, и Дарья Екамасова, звезда сериала «Влюбленные женщины», с нами были Сергей Апрельский, Прохор Чеховской, Ирина Калинина, Михаил Гуро и многие другие, которые уже стали или, надеюсь, станут постоянными участниками нашего проекта».

«Театральная перспектива 18+» – часть проекта «Развитие лидерских качеств у молодежи с инвалидностью через культуру и искусство», который реализует РООИ «Перспектива».

Екатерина Глебова.
Фото: Екатерина Глебова, Оксана Смидович.