Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

26.05.15 декан факультета дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Бронюс Айсмонтас рассказал об опыте образования и социализации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Тема прошедшего вебинара: «Образование и социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы».

Ведущая вебинар Мария Генделева, руководитель направления «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», сообщила, что РООИ «Перспектива» отныне работает также с молодежью и студентами, помогая их социализации, именно поэтому опыт МГППУ чрезвычайно важен и интересен.  

Факультет дистанционного обучения (ФДО) в МГППУ существует уже 10 лет, и на нем студенты с инвалидностью изучают психологию. В университете есть также факультет информационных технологий, где учатся в том числе студенты с инвалидностью по зрению. Однако декан не склонен категорично разделять очную и дистанционную формы обучения: «Традиционное обучение и дистанционное обучение – это две крайности. Наилучшие результаты можно получить только при оптимальном сочетании достоинств каждой из этих систем и учете негативных их сторон», – уверен он.

На факультете дистанционного обучения учатся 86 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Для них в университете создан целый комплекс пособий самого разного формата, чтобы была возможность максимально полно получать знания, даже находясь на удалении. «Многие к дистанционному обучению относятся настороженно, спрашивают, будет ли написано в дипломе, в какой форме шло обучение, – поделился Бронюс Айсмонтас. – Я скажу, если говорить о качественном образовании, то дистанционное будет более эффективно, чем очное. Потому что на очном студент часто учится под принуждением. Но принуждением ничего хорошего не достигнешь. А тут цель – самообразование, саморазвитие. Конечно, этому нужно учиться, нужно для этого создавать условия, в этом и заключается функция педагога».

Декан рассказал слушателям вебинара о том, как строится образовательный процесс, каким образом адаптированы пособия, электронные учебники и справочные материалы для студентов с разной формой инвалидности, о том, как работают электронные учебники. Для студентов дистанционного факультета записаны видеокурсы лекций. Все материалы и пособия остаются студентам и после окончания университета, поскольку могут оказаться востребованными в ходе профессиональной деятельности.

Однако, несмотря на высокое качество учебных материалов, руководство университета считает очень важным организовать живое общение со студентами. «Надо видеть друг друга, – уверен Бонюс Айсмонтас. – Особенно это важно для студентов с инвалидностью. Они скучают по общению, у них не так много друзей, а им обязательно надо общаться». Чтобы восполнить нехватку общения, семинары для дистанционного факультета сделали вебинарами – на них студенты могут задать вопрос, высказать свое мнение. «Когда мы только начали эту практику, это произвело очень сильное впечатление, – вспоминает декан. – Помимо учебы, были консультации на тему как учиться, как жить… Порой общались до 11 часов вечера, в сети находилось по 80 участников, мы не могли их отправить спать, потому что для них очень важным было это общение».

Наладив образовательный процесс для студентов с инвалидностью, МГППУ задался новым вопросом – а кто из этих выпускников готов пойти работать? Оказалось, не больше половины. У кого-то родители считают, что пусть лучше молодой человек останется дома, кто-то считает, что не готов. «Но мы же их учили! Зачем тогда это все делалось?» – пожимает плечами Бронюс Айсмонтас.

Именно тогда преподавательский состав факультета взялся за проблему социализации своих студентов. За городом, в санаторно-лесной школе, начали проводить тренинги личностного роста, коммуникационные тренинги, а также беседы для родителей. Многие родители задавались вопросом – что будет делать подросший ребенок, если останется один? Сможет ли работать по полученной специальности, обеспечивать себя? Есть ли у него профессиональная перспектива?

В ходе дискуссии о том, что определяет эту перспективу, одна из студенток на коляске высказала мысль – важен блеск в глазах. Если он есть, то человек будет интересен, нужен и востребован. А если нет – никакие концепции и теории, которыми выпускник владеет, не спасут. При нынешнем доступе к информации пробелы в знаниях восполнить несложно. Но если у человека иждивенческая позиция, если ныть и плакаться, то будешь неинтересен работодателю, – рассуждали ребята.

В основе программы социализации студентов с инвалидностью – несколько важных принципов. Первый: равные помогают равным. «Студент помогает студенту, инвалид инвалиду, – пояснил декан. – Мы готовим психологов-консультантов из числа людей с инвалидностью. И они будут более адекватно воспринимать проблемы другого человека, если у них будет практический опыт помощи такому же, как они». Таким образом, студенты старших курсов, уже прошедшие сложный путь социализации и адаптации, стали консультировать первокурсников.

Еще один принцип – помогая другим, помогаешь себе. «Это философия жизни. Нельзя чтобы только ему помогали, были ему должны. А он – никому не должен, – объяснил Бронюс Айсмонтас. Тогда ни друзей не будет, ни партнеров. Никому неприятно, когда его используют. Если больше ориентироваться на внешний мир, на помощь других – появится больше перспектив жить интересной жизнью».

В МГППУ есть подготовительное отделение для абитуриентов с инвалидностью – абсолютно бесплатное, в том числе и потому, что многие занятия по биологии, математике, русскому ведут студенты старших курсов.

А еще студенты с инвалидностью многие дисциплины изучают «на выезде» – например, в планетарии, в Третьяковской галерее, зоопарке. Изучают картины мира и себя в этой картине, общаются с художниками, скульпторами. Для тех, кто не может поехать, идет трансляция в живом режиме. Участник с экрана может задать вопрос экскурсоводу, попросить направить камеру на какую-то картину…

Кроме того, будущие психологи посещают разные центры психологической помощи, чтобы видеть и понимать, где и как идет работа. Кроме того, студенты проходят индивидуальные консультации, чтобы научиться работать с собственным опытом, чтобы затем консультировать других. «Это не входит в программу, это мы делаем дополнительно, чтобы наш студент знал не только теории и концепции, чтобы он знал и понимал жизнь, чтобы глаза горели», – объяснил декан.

Кроме того, студенты сами проводят мастер-классы, поскольку на факультете уверены – очень важно дать возможность талантливому человеку показать себя перед другими студентами.

На выездах, в той же санаторно-лесной школе, идут занятия арт-терапией и даже танцами. А еще там идет общение ребят между собой, допоздна, даже ночью. Благодаря этим выездным мероприятиям студенты с инвалидностью знакомятся, переписываются, становятся другими, более раскрепощенными.

А еще используются разного рода социальные проекты, когда студенты пробуют что-то полезное сделать сами. Например, привести в вуз новых абитуриентов, аргументированно объяснив, почему это стоит сделать. Кроме того, ребята, прошедшие специальную подготовку, проводят Уроки доброты для школьников, некоторые работают волонтерами, другие активны в клубе общения. Формируются такие навыки, как умение написать аннотацию, вывесить ее на сайт, объяснить суть проекта. Эти навыки – коммуникативные, творческие – впоследствии очень пригодятся студентам с инвалидностью.

Нередко группы выезжают на экскурсии, недавно были в Архангельском, 20 человек, в том числе и ребята на колясках, съездили в Санкт-Петербург. Сплавлялись по реке на лодке, отдыхали на Селигере, сидели и общались у костра, а в этом году собираются прокатиться на яхте.

«Образование – это хорошо, но недостаточно, – уверен Бронюс Айсмонтас. – Мы должны сделать так, чтобы у человека глаза горели».

Кратко об эксперте и программе вебинара:
см. анонс "Как воспитать лидера с инвалидностью. Мнение профессора"

Участники вебинара (более 45 человек из 16 городов России) задали эксперту немало вопросов.

Общая аудитория вебинара 26 мая 2015 (вместе с теми зарегистрировавшимися слушателями, которые не могли участвовать непосредственно в этот день и будут смотреть вебинар в видеозаписи) более 108 человек из 31 городов (25 регионов РФ, 2 города Казахстана и столица Таджикистана):
Армавир (Краснодарский край), Архангельск, Астрахань, Боровичи (Новгородская область), Братск (Иркутская область), Губаха (Пермский край), Душанбе (ТАДЖИКИСТАН), Карачаевск (Карачаево-Черкесская Республика), Кемерово, Колпино (Санкт-Петербург), Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край), Махачкала (Республика Дагестан), Москва, Нижний Новгород, Николаевск (Волгоградская область), Новосибирск, Омск, Оскемен (бывш. Усть-Каменогорск, КАЗАХСТАН), Пермь, Пущино (Московская область), Санкт-Петербург, Свердловский (Московская область), Серов (Свердловская область), Смоленск, Тараз (КАЗАХСТАН), Тольятти (Самарская область), Томск, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Череповец (Вологодская область), Черногорск (Республика Хакасия), Якутск (Республика Саха – Якутия).
В числе слушателей:
представители
 3 коммерческих организаций, 31 учебных и государственных учреждений, 16 НКО и общественных организаций, а также 4 родителей, преподавателей и др. частных лиц.

Видеозапись вебинара 26.05.2015:

Все остальные желающие также могут получить бесплатный доступ
к видеозаписи прошедшего вебинара, заполнив регистрационную форму:
вебинар 26.05.15 – "Образование и социализация студентов с инвалидностью и ОВЗ"