Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»

С 20 по 24 августа в доме отдыха Яхонты Авантель (Московская обл., Истринский район, дер. Лечищево) в рамках проекта «Развитие лидерских качеств среди детей и подростков с инвалидностью» РООИ «Перспектива» прошел летний лагерь «Театральной Перспективы» для детей и подростков с инвалидностью. Впервые, кроме московских ребят, в лагерь приехали дети и их родители из других регионов страны: Санкт-Петербурга, Сочи, Ульяновска, Сыктывкара, Нижнего Новгорода, Московской и Свердловской областей. Всего более 50 человек приняли участие в содержательной и познавательной программе.

Что в театральном лагере главное? Конечно, же написать пьесу! Да такую, чтобы ее поставили профессиональные режиссеры и популярные актеры в одном из лучших московских театров. Творческая фантазия у ребят брызжет через край, но не хватает теоретических знаний и мастерства. Поэтому в лагерь пригласили опытного режиссера, актера, драматурга Олега Николаевича Чернигова, который с любовью, терпением и мягким юмором ежедневно занимался драматургией с юными авторами. Он рассказывал о том, как выбирать жанр, выстраивать мизансцены и диалоги, «отсекая все лишнее», изображать героев так, чтобы они стали живыми и зримыми, вызывали сочувствие у публики. Написанные пьесы бурно и эмоционально обсуждались всеми участниками, не возбранялась и конструктивная критика. Но почти всегда обсуждения заканчивались неожиданными театральными экспромтами в стиле капустника и общим весельем.

«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»

«Я в восторге от моих учеников, – признался Олег Николаевич. – Ребята очень начитанные, интеллектуальные, открытые и искренние. Они знают Софокла и Эсхила, видели пьесы Шекспира, читали Вампилова и Шукшина. Они старательны, ловят каждое слово, мгновенно схватывают все, что я им предлагаю. Особенно отмечу Давида Чильдиева, юношу, по-настоящему увлеченного театром. Из парня несомненно выйдет толк. Он все четыре дня работал над своей пьесой, тщательно обрисовывал манеры и особенности героев, на обсуждении очень талантливо изображал их в лицах».

Многие ребята отразили в пьесах события в их жизни и свои переживания, писали о том, что им близко – о дружбе, мечте, вере в себя и преодолении испытаний. Например, Дима Миронов, играющий на гитаре и влюбленный в джаз, описал историю начинающего джазового музыканта, который подвергся нападению завистников и оказался в больнице. Но прогноз врачей о том, что мальчик никогда не сможет взять в руки гитару, не сбылся: в конце пьесы он успешно выступает на концерте. «Я третий раз участвую в театральном лагере, но раньше писал пьесы в команде, – вспоминает Дима. – Мне нравилось работать вместе с друзьями, было интересно смотреть, что получится из совместных дискуссий и споров. Сейчас я впервые самостоятельно пишу пьесу, это новый опыт и эмоции. Мне хотелось выразить мысль: если у человека есть желание заниматься творчеством, он пройдет сквозь все преграды. Главное не сдаваться».

«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»

«Я вел занятия по актерскому мастерству и ораторскому искусству, – говорит Евгений Куропаткин, актер театра и кино. – Мы разбирали сложную театральную специфику, например, отличие системы Станиславского от системы Михаила Чехова. Ведь ремесло драматурга требует не только таланта, но и упорного труда. Даже если авторы не выйдут на сцену как актеры, они должны чувствовать своих персонажей, представлять, как они смотрят, говорят, двигаются, ощущают себя в предлагаемых обстоятельствах. Даже в отрицательном герое нужно найти что-то положительное, и наоборот. Тогда и зрителю будет интересно наблюдать за ними».

Занятия театром – это стержень лагерной программы. А на него, как нить на веретено, наматывается вся остальная, насыщенная и многоцветная, жизнь. Например, во время сувенирной мастерской, которую вела волонтер Лизавета Петрова, ребята украшали бумажные абажуры бабочками, вырезанными из бумаги и фетра, и писали на их крыльях лучшие человеческие качества. Ведь каждый человек когда-нибудь испытывает состояние перехода из кокона в бабочку, обретает индивидуальность и гармонию, отправляется в мысленный полет… Чем не театральный образ!

«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»

Психологические игры, которые проводила тренер психологического сопровождения детей и подростков в инклюзивном образовании Светлана Королькова, также стимулировали творческую активность у участников. Им предстояло путешествие на остров Мечты, где нужно было создать свою идеальную жизнь, увидеть себя со стороны уверенными в себе, успешными и счастливыми. Испытали они и захватывающий полет в 2028 год: упаковывая чемоданы, взяли с собой только позитивные эмоции и качества – интерес к жизни, любознательность, доброжелательность, а весь негатив выбросили в виртуальный «мусорный пакет». Познавательная встреча с руководителем спортивного отдела РООИ «Перспектива» Ольгой Котовой и специалистом Владимиром Кузнецовым также была очень похожа на забавный театральный перформанс. В жанре пантомимы кто-то из участников должен был изобразить вид спорта, а остальные – угадать его по характерным движениям. Даже такие короткие сценки помогают развивать воображение.

«Я сама совсем недавно была участником молодежного театрального лагеря, а теперь работаю в отделе по развитию лидерских качеств у детей с инвалидностью, – делится впечатлением специалист отдела Анастасия Селезнева.Я мечтала работать именно в этом отделе, и мечта сбылась! Теперь я руковожу очень непростым процессом жизни в лагере. Нужно все контролировать, ничего не забывать, думать обо всех, кто нуждается в заботе и помощи. Это мой первый опыт, и как же здорово, когда видишь горящие глаза детей и слышишь слова благодарности от родителей!»

Больше всего восторженных и благодарных слов пришлось, конечно же, на вечернюю «свечку» в последний вечер на берегу Истры. В прощальном концерте звучало много-много песен, музыки, стихов… Джазмен Дима Миронов исполнил композицию на гитаре, поэтесса Аня Васюкова прочла поэму о родном классе в ульяновской школе-интернате, Ваня Волков спел песню из репертуара Челентано, а Антон Белкин выступил со стихами Асадова. Но было немного грустно… Ведь всего за коротких пять дней и дети, и взрослые успели сдружиться и стать единой семьей, в которой все ощущали уют и тепло.

«Нам подарили волшебную сказку, – подвела итог Любовь Васюкова, мама Ани. – Я получила бесценный опыт, увидев, как стойко держатся другие родители и какими успешными и яркими могут стать ребята с инвалидностью. Мария Генделева, Анастасия Селезнева и другие замечательные сотрудники РООИ «Перспектива» для нас эталон для подражания. Нам теперь есть с кого брать пример и у кого учиться».

«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»«Волшебная сказка на берегу Истры». Как проходил лагерь «Театральной Перспективы»