Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

О социализации детей, в том числе детей с инвалидностью, о продвижении инклюзивного подхода к образованию в России шла речь на экспертно-методическом мероприятии, которое 1 октября прошло в МИА «Россия сегодня». С рассказом о программе «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» выступила руководитель программы Мария Генделева.

Ключевым выступлением по теме социализации детей с инвалидностью стало сообщение представителя Министерства образования и науки РФ Ларисы Фальковской. Она еще раз напомнила о существовании ряда Федеральных проектов, включающих в себя и создание службы ранней помощи детям с инвалидностью, и специальных курсов для воспитателей и сотрудников коррекционных школ, а также центров ПМПС.

«Закон «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, предоставил много возможностей, – отметила Лариса Фальковская. – Но очень важно, насколько грамотно и квалифицированно ведется работа. Ведь если ребенок с инвалидностью с раннего детства получает квалифицированную медико-психолого-педагогическую помощь, то к моменту поступления в школу нет никаких причин, чтобы этому ребенку не учиться вместе с остальными детьми».

Она еще раз напомнила, что инклюзивное образование означает равный доступ к образовательным услугам для всех граждан, несмотря на особенности здоровья, владение языком или какие-то другие отличия. Однако качественное инклюзивное образование должно быть обеспечено специальными условиями, уверена представитель Минобра. Это значит специально обученные кадровые ресурсы, специальные учебные пособия и оборудование, курсы повышения квалификации для сотрудников психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). По данным Министерства образования, сейчас в России школ с инклюзивным подходом к образованию 3345. В прошлом учебному году 55% детей из 470 тыс. с ограниченными возможностями здоровья обучались в общеобразовательных школах — инклюзивно. 45% таких детей обучались в специальных коррекционных школах. К 2015 году каждая пятая школа в России должна стать инклюзивной.

Выбор в конечном счете остается за родителями: то ли ребенок будет обучаться в общеобразовательной школе, то ли в коррекционной, где существуют неплохие наработанные годами методики, традиции, специалисты. Эти коррекционные школы тоже нужно модернизировать, они должны стать более открытыми, уверена Лариса Фальковская, и предоставить ресурсную поддержку общеобразовательным школам.

Представитель Министерства образования сообщила также, что в настоящее время разрабатывается Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья. Над стандартом работают специалисты Российского государственного педагогического университета им. Герцена, МГППУ и МГПУ. Планируется, что новый ФГОС примет во внимание особенности детей со всеми типами инвалидности и будет адаптирован для всех категорий детей, в том числе тех, которые раньше признавались необучаемыми. «Для таких детей стандарт предусматривает программы, ориентированные на их уровень, на развитие жизненных компетенций, – пояснила Лариса Фальковская. – От навыков по самообслуживанию до формирования умений, которые помогут себя обеспечить». Она также пояснила, что данное направление связано с программами сопровождаемого проживания для людей с ментальным типом инвалидности.

В ближайшее время планируется обучить около тысячи региональных ПМПК, которым отводится значительная роль в определении статуса ребенка и выработке рекомендаций по его обучению. Чтобы ребенок с инвалидностью при смене места жительства в любом регионе России мог продолжать учиться по той программе, которую ему определили специалисты.

Директор Института психолого-педагогических проблем детства Татьяна Волосовец рассказала о схожем ФГОС по дошкольному образованию, который объединяет две ключевые идеи – социализация и индивидуализация ребенка. «Главная наша цель в том, чтобы все дети, с инвалидностью или без, вне зависимости от того, в какой жизненной ситуации находятся, имели доступ к качественному дошкольному образованию», – пояснила Волосовец. Она коснулась истории создания инклюзивных образовательных центров и образовательных учреждений, от лекотек до групп кратковременного пребывания, и сообщила, что сейчас разрабатываются специальные программы, в том числе адаптированные для детей с самыми разными особенностями. Эксперт также успокоила тех, кто считает, что при инклюзии пропадает коррекционное образование: «Никуда оно не пропадает, останутся обе системы. Но при этом возможность экспертной оценки, диагностирования возможностей ребенка позволит дать рекомендации, где ребенку будет лучше учиться и почему. Но выбор в конечном счете остается за родителями».

Волосовец также призвала обратить самое серьезное внимание на кадровый потенциал, поскольку идет явное старение кадров, а молодежь на эту работу идет неохотно, поскольку это постоянный стресс, профессиональное выгорание. Эксперт считает, что необходимо обратить серьезное внимание на методическую поддержку педагога, дать ему основные навыки психологической реабилитации, чтобы он мог хотя бы помочь самому себе.

Кроме того, в своем выступлении Татьяна Волосовец отметила важную роль НКО, и особенно РООИ «Перспектива», много лет на профессиональном уровне занимающейся продвижением инклюзивного образования. «Такой пример достоин подражания», – отметила эксперт, подчеркнув, что только объединенные усилия научного, образовательного, профессионального сообществ и общественных организаций даст нужный результат и позволит не только изменить отношению к людям с инвалидностью в обществе, но и сделать само общество добрее и человечнее.

После этого рассказ Марии Генделевой о работе «Перспективы» по программе «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью» был очень тепло встречен экспертным сообществом, собравшимися в зале пресс-центра МИА «Россия сегодня».