«Мама, когда я буду учиться вместе со всеми?»: школьнику с ДЦП не дали место в классе

«Одна нога на сервере, а вторая – в твоем телефоне», – отвечает Максиму на вопрос «где ты живешь?», виртуальный помощник Алиса. Мальчик хочет знать все об электронной подруге: «кто у тебя папа? есть ли у тебя собака? ходишь ли ты в магазин?» – он разговаривает с ней, как с человеком. С настоящими девочками он видится редко.

«Я очень хочу учиться со всеми в классе. Там шумно и весело. Я хочу быть с друзьями», – говорит Максим.

Максиму Смольникову 11 лет, у него ДЦП. Он живет в Иркутской области в городе Ангарске и учится в 4-ом «В» классе. Каждый день мальчик ходит в школу, но с одноклассниками он видится только на линейке 1 сентября, на переменах и на новогодней елке. Педагоги занимаются с Максимом индивидуально в отдельном классе, он передвигается на коляске, и не может подняться на второй этаж. Отсутствие лифта – не единственная проблема. Максиму нужен специальный класс, в котором учатся 5 человек. В его школе такой класс для ребят с инвалидностью набирается раз в 4 года. «Максим не попал в этот набор, поэтому нам предложили индивидуальное обучение или коррекционную школу. А Максим хочет и может учиться в обычной. Он приходит туда каждый день, но так получилось, что он полностью исключен из нормальной социальной среды», – рассказывает мама Максима Людмила.

Каждый день Максим спрашивает маму, когда он сможет учиться в классе с другими детьми. Ему нравится общаться, он хочет на переменах играть с одноклассниками, и чтобы после уроков к нему приходили гости. Но сейчас он проводит вечера в одиночестве дома, и мама переживает, что сын начал замыкаться в себе. Мама Максима уверена – ее ребенок должен учиться с другими детьми. Она обращалась в органы образования, но безуспешно: Максим так и не получил место в классе. Не помогло и обращение к СМИ. Тогда Людмила обратилась в суд. Интересы семьи в суде представляет консультант РООИ «Перспектива», адвокат Валентина Фролова.

«Каждый родитель имеет право выбирать – будет ли его ребёнок заниматься вместе со всеми в классе или индивидуально. Создание мест для детей с разными формами инвалидности – это обязанность органов государственной власти и местного самоуправления. Если мест в классе не хватает, то это значит, что они со своей задачей не справляются. К сожалению, во многих регионах родителям детей с инвалидностью не удается получить места в классах. Им предлагают обучать детей на дому или индивидуально. Ребёнка лишают возможности учиться со сверстниками только потому, что у него есть особенности здоровья или развития», – комментирует ситуацию адвокат, консультант РООИ «Перспектива» Валентина Фролова.

Кроме места в обычном классе Людмила попросила суд разобраться и в индивидуальной программе обучения. Каждый день она привозила сына в школу, а уже в 10 часов их отправляли домой. У Максима было 3 урока по 20 минут, не было ни уроков музыки, ни занятий адаптивной̆ физкультурой. Особенности здоровья и развития Максима предполагают, что его должны обучать по индивидуальной программе, написанной специально для него (СИПР – специальная индивидуальная программа развития). Такие программы разрабатывают для каждого ребенка с инвалидностью, чтобы максимально эффективно построить учебный процесс с учетом его способностей и потребностей. Эта программа не учитывала все особенности и возможности Максима, из-за чего весь учебный процесс превратился в пустую формальность. А ведь отсутствие доступа к качественному образованию – это нарушение закона. И суд этот факт признал, но место в классе Максиму пока так и не предоставили.

Валентина Фролова, адвокат, консультант РООИ «Перспектива»:
«Суд признал, что отсутствие качественной специальной индивидуальной программы развития нарушило права Максима на образование, равенство и недискриминацию. Очень важно, что решение касается обучения в муниципальной школе – суд еще раз подтвердил, что любая школа, а не только специальная, обязана создать все необходимые условия для обучения детей с инвалидностью. Обучение детей с тяжелыми формами инвалидности по некачественным программам СИПР или отсутствие таких программ – распространенная проблема. На горячую линию РООИ «Перспектива» регулярно поступают обращения от родителей, которые столкнулись с такими же трудностями. В деле Максима суд фактически признал, что СИПР – не простая формальность, а важное условие получения ребенком с инвалидностью доступного и качественного образования».

За год судебных разбирательств школа исправилась: вместо 3 уроков в день стало 6, появился урок музыки, труды и занятия с логопедом. Но фемида постановила, что на момент обращения право ребенка на качественное образование и равенство было нарушено и постановила взыскать со школы моральный ущерб в 5000 рублей.

«Нам очень помогла адвокат РООИ «Перспектива» Валентина Фролова, у нее большой опыт в такого рода делах, – говорит Людмила Смольникова. – Она специально приезжала к нам в Ангарск для участия в процессе, готовила запросы и все судебные документы. Я хочу, чтобы об этом решении суда узнали другие родители детей с инвалидностью, потому что многие в этой ситуации опускают руки. По закону дети должны учиться по грамотно разработанной̆ учебной̆ программе».

Людмила рассказывает, что спустя год занятий по новой программе учителя отмечают прогресс в развитии. Максим начал лучше писать и больше читать, ему проще сконцентрироваться. Но мама уверена, что мальчику нужны не только знания, но и общение со сверстниками в классе. Поэтому она не собирается останавливаться на достигнутом и будет продолжать отстаивать права своего сына в суде.

РООИ «Перспектива» запустила горячую линию по образованию детей с инвалидностью и особыми возможностями здоровья. Специалисты объяснят, что делать, если ребёнку отказывают в обучении, и помогут оформить необходимые документы. Обратиться за помощью можно из любого региона России. Чтобы получить бесплатную консультацию, необходимо заполнить эту форму по ссылке.

Новости

Анонсы

Яндекс.Метрика