RU RU | EN EN
Контраст текста: | Размер текста: A A A Старая версия

Право и принципы

Практика инклюзии

Национальная коалиция
«За образование для всех»

АРО ВОГ
(АРХАНГЕЛЬСК)
Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского общества глухих» (АРО ОООИ ВОГ)

Действует с 1927 г. (перерегистрация – 1 сентября 1995 г.)

Мякшин Николай Александрович, председатель.
«АРДИ «Свет»
(ВЛАДИМИР)
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» (ВООО «АРДИ «Свет»)

Начала работать с 1 сентября 1995 г. (зарегистрирована 22 марта 1996 г.)

Кац Любовь Ивановна, председатель Совета.
ВРООИ «Искра Надежды»
(ВОРОНЕЖ)
Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды»

Создана в 2008 г.

Поветкина Татьяна Евгеньевна, председатель правления.
НРООПДиМ «Верас»
(НИЖНИЙ НОВГОРОД)
Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями «Верас»

Создана 10 января 2000 г.

Веко Людмила Викторовна, председатель.

Полезные ссылки

Дайджесты специалистам

Дайджест по инклюзивному образованию № 16 (июль – октябрь 2012)

Уважаемые читатели, предлагаем вам очередной Дайджест по инклюзивному образованию.
Спасибо вам за отклики – они очень важны для нас.

Содержание выпуска № 16:


Семинар в рамках проекта «Создание движения «За инклюзивное образование в России»

В конце сентября РООИ «Перспектива» провела семинар по инклюзивному образованию для представителей региональных НКО и специалистов управлений образования в регионах. Семинар состоялся в рамках проекта «Создание движения «За инклюзивное образование в России». Проект направлен на интеграцию детей с инвалидностью в общество через их включение в общеобразовательные школы, детские сады и развитие инклюзивного образования. Проект осуществляется РООИ «Перспектива» совместно с Inclusion Europe и Hilfswerk Austria International при финансовой поддержке Европейского Союза (http://europa.eu). 

Участники семинара смогли перенять опыт «Перспективы» по применению инклюзивных принципов в образовании, познакомились с принципами проведения общественной кампании «Дети должны учиться вместе», которая реализуется РООИ «Перспектива» в Москве с 2007г. Эксперт из Германии Надия Браунинг (Nadia Brawning) поделилась опытом развития инклюзивного образования в Канаде, Бразилии и Германии. Она провела тренинг по  вспомогательной технологии, аугментативной (расширенной) и альтернативной коммуникации (ААК), использованию систем ААК при включении детей с инвалидностью в общеобразовательные школы.
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1255

 

Визит Джуди Хьюман в московскую школу

2 октября специальный советник при госсекретаре США по правам людей с инвалидностью в государственном департаменте США Джуди Хьюман посетила московскую школу № 518. Она пообщалась с коллективом школы, посетила классы, в которых учатся  дети с инвалидностью. Джуди познакомилась с детьми и спросила, что им больше всего нравится в школе. Многие говорили, что нравятся учителя и музыка. Также гостья пообщалась с педагогом английского языка Юлей Бессоновой (передвигается на коляске), спросила как к ней относятся дети, на что Юлия сказала: «как ко всем другим учителям».  



Семинар-практикум Надии Браунинг в московском детском саду

Семинар «Использованию вспомогательной технологии и аугментативной и альтернативной коммуникации при включении детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении» совпал с проведением дня открытых дверей в московском детскому саду №288 – 2 октября. В нем приняли участие 10 представителей различных специалистов по дошкольному и школьному образованию в ЦАО и 23 педагога детского сада.

После экскурсии по детскому саду Надия дала полезные практические советы по переустройству имеющейся образовательной среды, с учетом применения альтернативной коммуникации.

Семинар проходил очень оживленно - все присутствующие смогли задать интересующие их вопросы. Семинар проводился с включением и разбором конкретных проблемных ситуации, которые возникают в повседневной практики, и вся аудитория смогла познакомиться с разным опытом работы по включению всех детей в коммуникацию, обменяться мнениями по способам улучшения сложившейся ситуации.

Стоит отметить, большую заинтересованность аудитории по вопросам внедрения альтернативной коммуникации: с какого возраста стоит начинать? кто должен быть инициатором введения такого вида коммуникации? как происходит обучение ребенка и взрослых способам альтернативной коммуникации?
 
Участники семинара  выразили желание более подробно познакомиться с представленной методикой альтернативной коммуникации и применять ее на практике.



Спектакли по пьесам детей с инвалидностью были показаны в Малом Театре

30 сентября в Малом Театре за один вечер зрители увидели сразу семь коротких спектаклей. Пьесы  для этих постановок написали дети в возрасте 12-16 лет, участники проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права». Инициатором и организатором этого мероприятия является РООИ «Перспектива» при поддержке Европейского Союза.

Проект «Театральная перспектива» начался в июне, когда в летнем лагере под Москвой три драматурга – Евгений Казачков, Ольга Стрижак и Гульнара Сапаргалиева – провели мастер-класс. Благодаря их усилиям появилось 7 пьес, написанных 10 детьми в возрасте от 12 до 16 лет с различными формами инвалидности. Пьесы написаны в разных жанрах – драма, приключения, комедия и мелодрама, их объем – от 5 до 20 страниц. Профессиональные режиссеры и актеры взялись за постановку этих пьес.

Мария Генделева, руководитель проекта «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права» говорит: «Ребята хотели показать зрителям не только свои пьесы, свой талант, но и показать, что не смотря на особенности человека, он может достичь таких огромных результатов. Самой главной благодарностью для меня, как руководителя, была улыбка детей, когда они выходили на сцену».

Многие режиссеры и актеры заинтересовались в том, чтобы продолжить сотрудничество с молодыми драматургами. Возможно, в дальнейшем на базе этого опыта дети смогут развивать театральные клубы в своих школах и расти в искусстве драматургии. Специалисты в области инклюзивного образования также могут использовать этот опыт в своей практике.
https://perspektiva-inva.ru/index.php?1567

Новые издания по инклюзивному образованию

РООИ «Перспектива» выпустила новые издания, которые будут интересны для специалистов.

1. «Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования»

Выпущено при финансовой поддержке Европейского Союза.
Сборник представляет собой обобщенный и систематизированный материал о сопровождении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе, а так же о технологии сотрудничества, что важно не только в инклюзивном образовании, но и вообще для того, чтобы любая школа могла полнее соответствовать всем вызовам сегодняшнего дня.
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/files/sborniq-strategii-qomandnogo-sotrudnichestva.pdf

2. «Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов»

Издание осуществлено при финансовой поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках проекта «Повышение эффективности работы социально ориентированных организаций инвалидов РФ в области социальной адаптации людей с инвалидностью». Проект софинансируется Европейский Союзом.
Данное Пособие предназначено для педагогов и специалистов школ и может быть использовано для проведения занятий со школьниками младших и средних классов по темам: - знакомство с особенностями жизни людей с инвалидностью;
- толерантное отношение к людям с инвалидностью;
- подходы к пониманию инвалидности.

3. «Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования»
Пособие подготовлено на основе опыта релизации проектов по развитию инклюзивного образования РООИ «Перспектива» и Национальной коалиции «За образование для всех».

Пособие включает в себя четыре раздела. Книга содержит основополагающие материалы по вопросам инвалидности, социального подхода к инвалидности, правовым аспектам развития инклюзии в обществе и в образовании. Подробно представлены принципы, модели и этапы развития инклюзивных школ.

Подборка публикаций в СМИ по инклюзивному образованию

Menobr.ru:
Школе нужны не только пандусы
19.09.2012
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что через четыре года процент обычных школ, где будут созданы все условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, вырастет до 20%. Сейчас только 2,5 процента образовательных учреждений имеют условия для обучения школьников с различными ограничениями физической активности. 
Полный текст статьи http://www.menobr.ru/news/37798/

Московский комсомолец:
Право на место за партой
6.09.2012
Готово ли наше общество, чтобы дети-инвалиды учились в обычных школах?

К сожалению, год от года все больше детей рождается с так называемыми ограниченными возможностями здоровья. Но каждый из них имеет право на внимание, заботу, на полноценное обучение, получение профессии.

Однако реализовать эту идею на практике не так просто. В большинстве учебных заведений нет условий, которые учитывают потребности «особых» учащихся. К инклюзиву не готовы многие педагоги, и не каждый родитель захочет, чтобы рядом с их ребенком учился человек с инвалидностью.

Полный текст статьи http://chel.mk.ru/article/2012/09/06/745359-pravo-na-mesto-za-partoy.html

РИА Новости:
Россияне полагают, что инклюзивное обучение не ухудшит образование
12.08.2012
Большинство опрошенных россиян (52%) не считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах приведет к ухудшению качества образования, свидетельствуют данные опроса Фонда общественного мнения (ФОМ).

Законопроект об инклюзивном образовании Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию.

По данным исследования, 45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против выступают 35%, 19% граждан не определились в этом вопросе.

Как считают 26% респондентов, совместное обучение детей-инвалидов и обычных детей приведет к ухудшению качества образования, 21% россиян затруднились дать свою оценку.

Полный текст статьи http://www.ria.ru/edu_news/20120812/721705832.html

Lenta.ru:
Можно ли учить в обычной школе детей с отклонениями
29.06.2012
В последнее время в России все чаще ведутся разговоры о необходимости внедрения инклюзивного образования - то есть совместного обучения "обычных" детей и детей с различными умственными или физическими отклонениями. Многие родители крайне негативно высказываются об этой перспективе, опасаясь, что появление в классах "других" детей плохо скажется на общем образовательном уровне.

"Лента.ру" поговорила о том, как инклюзивное образование реализовано в США, с образовательным консультантом, научным сотрудником Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США) Мариной Азимовой, а также обсудила проблемы совместного обучения детей в России с филологом и журналистом Катей Мень и координатором общественной организации "Центр проблемы аутизма" Яной Золотовицкой.
Полный текст статьи: http://lenta.ru/articles/2012/06/29/inclusive/



Обзор ситуации в области инклюзивного образования

Это первый учебный год после ратификации Россией Конвенции о правах инвалидов. Этот документ обязывает привести законодательство страны, в том числе и в области образования, в соответствии с его положениями. В 2012 году Россия официально встала на путь «законного» развития инклюзивного образования. Однако на практике пока количество инклюзивных школ не превышает 5% (ситуация по Москве). Школы, уже внедрившие инклюзивный подход, продолжают развивать это направление.

Законодательные предпосылки к развитию инклюзии фактически созданы. В законопроект «Об образовании», который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе, впервые в истории РФ включено понятие «инклюзивное образование». В принятой в июне «Национальной стратегии действий в интересах детей» на 2012–2017 годы, а также в проекте Государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы отражается необходимость развития инклюзивных школ.

Полный текст статьи: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1249



Открылся информационный портал по инклюзивному образованию в Москве

Портал http://www.edu-open.ru/ позволяет специалистам в области инклюзивного и специального  образования и родителям детей с ограниченными возможностями здоровья иметь быстрый доступ к масштабному информационному ресурсу знаний для оперативного разрешения конкретных профессиональных и жизненных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.



Отчет о результатах тестирования материалов социальной рекламы кампании «Дети должны учиться вместе»

Исследование проведено в рамках грантового конкурса медиа-библиотеки социальной рекламы Atprint.ru при поддержке «Бритиш Американ Тобакко Россия».

Тестирование проводилось с участием 124 человек, жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ижевска, Калуги, Омска, Краснодара, Ростова-на-Дону, Архангельска, Иркутска.

По мнению 31% респондентов основная мысль ролика – каждому ребенку нужен свой подход и совместное обучение. Следующими по популярности трактовками стали слоган рекламы – дети должны учиться вместе и мысль о том, что каждый ребенок уникален (по 14%).

Призыв обратить внимание на соблюдение принципа инклюзивности в своей школе увидели в рекламе 12% респондентов.
Рекламу инклюзивного подхода  – как чего-то нового, «благотворно влияющего на всех детей», назвали 10% респондентов. 10% респондентов отметили, что основная мысль рекламы – необходимы условия для обучения детей вместе.

Около 7% респондентов отметили основную мысль рекламы с оттенком негативного смысла, который в целом можно обозначить так: «какое-то инклюзивное образование с непонятной реализацией».
Основываясь на результатах отчета, можно организовать промо-копанию в любом регионе.

Полная версия отчета: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/files/report_rek_comp_deti-doljni-uchitsya-vmeste_2012.pdf



Обучение людей с инвалидностью в области реставрационно-переплётного дела.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» в рамках реализации комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2012 год» осенью текущего года организует обучение лиц с ограниченными возможностями по здоровью по программе «Современные технологии реставрационно-переплётных работ».

Цель обучения – подготовка специалистов по ремонту и реставрации печатных изданий.

Основная задача обучения: дать необходимые знания, умения и навыки в области реставрационно-переплётных работ.
Занятия проходят по адресу: ул. Угрешская, дом 2, стр. 35 (проезд: станция метро «Кожуховская» или «Дубровка»).

По окончании обучения выдается Свидетельство установленного образца.

Полную информацию о программе можно получить по телефону: (495) 989-71-96 и электронной почте: nekrasovka-umc@mail.ru



Байкальский образовательный форум и экспертные тренинги для специалистов образования

Со 2 по 6 июля 2012 г. в Улан-Удэ прошёл Байкальский образовательный форум и экспертные тренинги для специалистов образования. В работе байкальского образовательного форума 2012 приняли участие эксперты в области «инклюзивного образования»: специалист в области дошкольной инклюзии с применением методики Монтессори Дагмар Петрович из г. Вены; главный воспитатель детского сада № 288 Анастасия Ефимова из г. Москвы: магистр специального образования, завуч первой в России инклюзивной школы «Ковчег» Наталья Борисова и руководитель проектов по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» Мария Перфильева из г. Москвы.

Эксперты провели семинары по методике работы в интегрированных детсадовских группах, по психолого-педагогическим основам педагогической системы Монтессори и другие. С участием экспертов прошел вебинар «Инклюзия на дошкольном уровне» для участников Коалиции «Образование для всех».

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1242

Телесюжет «БОФ меняет представление об образовательной системе России»
http://bgtrk.ru/player/3813/16.html

Вести Бурятия. События недели. Выпуск 08.07
http://bgtrk.ru/player/3821/28.html



Российский и зарубежный опыт инклюзивного образования детей с аутизмом

Запись интервью "Образовательные стандарты для аутистов: российский и зарубежный опыт" на радио Свобода. Передачу можно прослушать онлайн по ссылке. Что такое прикладной поведенческий анализ (ABA)? Почему поощрение продуктивнее наказания? Инклюзия по-российски: вербальные инструкции и фронтальные требования.

http://www.svobodanews.ru/audio/BroadcastProgram/595270.html 



Портал "Знаем-Можем"

Рекомендуем вам интересный ресурс различной информации в области инклюзивного образования: http://www.znaem-mozhem.ru/ . Это территория общения. Открывайте дискуссии и участвуйте в них, делитесь проблемами, обменивайтесь опытом и впечатлениями, встречайте новых друзей. Высказывайте свое мнение.

Цель портала - информировать Вас о новейших методиках и формах обучения, призванных сделать качественное образование доступным всем. Вы ознакомитесь с основными законами об образовании и правах человека, получите сведения о различных формах обучения и учебных заведениях, в том числе, реализующих образовательные программы для людей с ограниченными возможностями здоровья.




Подробная информация и наши контакты:
Сайт: obrazovanie.perspektiva-inva.ru
e-mail: pestriakova@perspektiva-inva.ru
Тел.: (495) 725-39-82

Ассистент менеджера по образованию Олеся Пестрякова
Техническая поддержка – Игорь Кипчатов

Комментарии


© РООИ "Перспектива".
Все права защищены 1997-2016
Порядок использования материалов сайта

РООИ «Перспектива» является единственной в России организацией – членом Inclusion Europe
Сделано в студии Олега Потапова

Яндекс.Метрика
Мы принимаем Яндекс.Деньги