RU RU | EN EN
Контраст текста: | Размер текста: A A A Старая версия

Право и принципы

Практика инклюзии

Национальная коалиция
«За образование для всех»

АРО ВОГ
(АРХАНГЕЛЬСК)
Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского общества глухих» (АРО ОООИ ВОГ)

Действует с 1927 г. (перерегистрация – 1 сентября 1995 г.)

Мякшин Николай Александрович, председатель.
«АРДИ «Свет»
(ВЛАДИМИР)
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» (ВООО «АРДИ «Свет»)

Начала работать с 1 сентября 1995 г. (зарегистрирована 22 марта 1996 г.)

Кац Любовь Ивановна, председатель Совета.
ВРООИ «Искра Надежды»
(ВОРОНЕЖ)
Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды»

Создана в 2008 г.

Поветкина Татьяна Евгеньевна, председатель правления.
НРООПДиМ «Верас»
(НИЖНИЙ НОВГОРОД)
Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями «Верас»

Создана 10 января 2000 г.

Веко Людмила Викторовна, председатель.

Полезные ссылки

Практика инклюзии

Вспомогательные технологии для обучения детей с ОВЗ

10 марта 2017  |  Образование: Практика  |  Просмотров: 2125

К вспомогательным или ассистивным технологиям (от англ. assistive technologies) относятся устройства, программные и иные средства, использование которых позволяет расширить возможности лиц с особыми образовательными потребностями в процессе приема информации, их адаптации к условиям жизни и социальной интеграции[1].

Фактически любые инструменты, которые помогают в обучении, называют
вспомогательными технологиями. Инструмент или устройство, которое использует ученик с инвалидностью для выполнения задания, которого он не мог выполнить без этого инструмента/устройства, или позволяющее ему выполнить задание проще, быстрее или лучшим образом можно назвать вспомогательной технологией. Это может быть, как коммерческий продукт, так и что-то сделанное своими руками. Это может быть простая технология, как, к примеру, резиновая насадка для карандаша, или сложная технология, как компьютер.

Технологии в инклюзивном образовании решают две основные задачи:

  • Повышение доступности образовательной среды и знаний;
  • Вовлечение всех детей в общий образовательный процесс.

Кому помогают вспомогательные технологии?

Любому ребенку с инвалидностью (от легкой формы до тяжелой) ВТ могут помочь. Есть технологии, которые помогают читать, писать, запоминать, ходить, сидеть, видеть, слышать, общаться. Каждый ребенок, которому нужна такого рода помощь, может получить пользу от использования вспомогательных технологий.

Чем вспомогательные технологии могут помочь ученикам?

  • Помогать ребенку учиться
  • Упростить процесс включения чего-либо
  • Держать вещи на своем месте
  • Помогать ученику одеваться или кушать
  • Дать возможность играть
  • Способствовать коммуникации или сделать ее возможной
  • Помочь ребенку лучше видеть или слышать
  • Помочь ребенку контролировать такие вещи как телевизор, радио, компьютер, свет

Какие существуют услуги относительно вспомогательных технологий?

Это любые услуги, которые необходимы, чтобы помочь ученику получить или использовать вспомогательные технологии. Эти услуги включают в себя:

  • Оценка потребностей ученика в использовании вспомогательных технологий;
  • Подбор, адаптация, обслуживание и ремонт вспомогательных технологий по мере необходимости;
  • Обучение ребенка использовать вспомогательные технологии, и
  • Обучение педагогов, а также, в случае необходимости, родителей использованию вспомогательных технологий.

Существует несколько категорий вспомогательных технологий. Каждая из этих категорий направлена на развитие функциональных способностей учеников с инвалидностью. Некоторые из них приводятся ниже:

Инструменты, которые помогают в обучении: Электронные и неэлектронные устройства, например, калькулятор, корректор, портативное устройство для электронной обработки текста и компьютерные программы для учащихся, испытывающих сложности в обучении.

Инструменты, которые помогают справляться с ежедневными рутинными действиями: приборы и устройства, которые помогают самостоятельно есть, умываться, готовить еду, одеваться, убираться и следить за гигиеной. К таким инструментам относят, например, чашки с большими ручками, миски с резиновыми подложками, ложки с утяжеленными ручками, крючки для застегивания пуговиц.

Вспомогательные слуховые аппараты и устройства контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, приборы усиления, системы скрытых субтитров, системы предупреждения, предназначенные для не слышащих учеников или учеников с нарушениями слуха.

Инструменты дополнительной коммуникации: Электронные и неэлектронные устройства и программы, благодаря которым ученики с нарушениями речи имеют средство выражения и восприятия информации.

Компьютерный доступ и обучение: Устройства ввода и вывода, альтернативные устройства доступа, модифицированные или альтернативные клавиатуры, выключатели, специальные программы и другие устройства и программные решения, позволяющие ученику с ограниченными возможностями пользоваться компьютером.

Инструменты контроля внешних условий: Электронные и неэлектронные средства, например, выключатели, приборы контроля внешних условий и остальные инструменты, которые обеспечивают ученику с ограниченными возможностями максимальную независимость в процессе обучения.

Средства перемещения: Электронные и неэлектронные средства, например, инвалидные коляски (с ручным или электрическим приводом), ходунки, скутеры, предназначенные для личного перемещения.

Инструменты, помогающие овладеть начальными трудовыми и профессиональными навыками: Электронные и неэлектронные средства, например, анализ задач в рисунках, адаптированные держатели и часы, помогающие учащимся выполнить поставленные перед ними задачи по овладению начальными трудовыми и профессиональными навыками.

Инструменты для отдыха и развлечения: Электронные и неэлектронные средства, например, адаптированные книги, игрушки с адаптированными выключателями, компьютерные программы для самостоятельного участия в досуговых мероприятиях.

Инструменты, помогающие сохранить сидячее положение или иное положение тела: Адаптированные системы для сохранения сидячего положения или иного положения тела, позволяющие учащимся включаться в учебный процесс.

Сенсорные средства: Утяжеленные одеяла, утяжеленные жилеты, ручные головоломки, массажные подушки для учащихся, которым показана сенсорная диета.

Визуальные средства: Электронные и неэлектронные средства, например, лупы, калькуляторы с голосовым вводом, устройства для набора шрифта Брайля, адаптированные кассетные проигрыватели, ПО для озвучивания написанного на экране текста, устройства для конспектирования шрифтом Брайля – все это позволяет незрячим ученикам или ученикам с нарушениями зрения получать доступ к визуальной информации.

В США потребность учащегося во вспомогательной технологии определяется группой по разработке индивидуальной программы обучения. Как правило, прежде всего рассматривается возможность применения вспомогательной технологией или ее оценка. Как только определяется потребность во вспомогательной технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения описывает необходимую технологию в индивидуальной программе обучения.

При рассмотрении возможности применения вспомогательной технологии в ходе первоначальной и ежегодной оценки ИПО, группа по разработке индивидуальной программы обучения должна придерживаться Контрольного списка для рассмотрения возможности применения ВТ:

  • Изучить сферы обучения и доступности для каждого отдельного ребенка и определить задачи для каждой сферы.
  • Определить, способен ли ученик выполнить поставленные задачи при помощи типовых классных принадлежностей.
  • В случае, если ученик не способен выполнить поставленные задачи, используя типовые классные принадлежности, группа по разработке индивидуальной программы обучения решает, какие доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии ему в этом помогут.
  • В случае, если ученик не способен самостоятельно выполнить задачи, используя типовые классные принадлежности или доступные модификации, специальные условия и вспомогательные технологии, группа по разработке индивидуальной программы обучения определяет необходимые дополнительные решения (в том числе вспомогательные технологии).

Процесс рассмотрения возможности применения вспомогательной технологии включает в себя пробный период использования такой технологии, что позволяет оценить потенциальную эффективность инструмента. Возможность испытать ВТ предлагается в классе или в школе.

В случае необходимости, к примеру, когда группа по разработке ИПО решает, что действующих модификаций и программ недостаточно для реализации потребностей ученика во вспомогательных технологиях в полной мере, проводится оценка потребности во вспомогательной технологии. Оценка также может проводиться по просьбе родителей учащегося.

Самое важное, что необходимо знать педагогу или школе, которые принимают решение использовать вспомогательные технологии в обучении детей с ОВЗ, технологии вторичны, первичны потребности каждого конкретного ребенка, которые те или иные технологии могут помочь удовлетворить.

 Большинству людей технологии облегчают жизнь. Людям с инвалидностью вспомогательные технологии дают возможности!

 



[1] Карпов А.А. Ассистивные информационные технологии на основе аудиовизуальных речевых ИНТЕРФЕЙСОВ //Труды СПИИРАН. 2013. Вып. 4(27). ISSN 2078-9181 (печ.), ISSN 2078-9599 (онлайн)

Комментарии


© РООИ "Перспектива".
Все права защищены 1997-2017
Порядок использования материалов сайта
Положение о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных

РООИ «Перспектива» является единственной в России организацией – членом Inclusion Europe
Сделано в студии Олега Потапова

Яндекс.Метрика
Мы принимаем Яндекс.Деньги