RU RU | EN EN
Контраст текста: | Размер текста: A A A Старая версия

Право и принципы

Практика инклюзии

Национальная коалиция
«За образование для всех»

АРО ВОГ
(АРХАНГЕЛЬСК)
Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского общества глухих» (АРО ОООИ ВОГ)

Действует с 1927 г. (перерегистрация – 1 сентября 1995 г.)

Мякшин Николай Александрович, председатель.
«АРДИ «Свет»
(ВЛАДИМИР)
Владимирская областная общественная организация «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» (ВООО «АРДИ «Свет»)

Начала работать с 1 сентября 1995 г. (зарегистрирована 22 марта 1996 г.)

Кац Любовь Ивановна, председатель Совета.
ВРООИ «Искра Надежды»
(ВОРОНЕЖ)
Воронежская региональная общественная организация инвалидов и родителей детей-инвалидов с нарушениями психического развития аутистического спектра «Искра Надежды»

Создана в 2008 г.

Поветкина Татьяна Евгеньевна, председатель правления.
НРООПДиМ «Верас»
(НИЖНИЙ НОВГОРОД)
Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями «Верас»

Создана 10 января 2000 г.

Веко Людмила Викторовна, председатель.

Полезные ссылки

Практика инклюзии

Система организации сопровождения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

14 января 2015  |  Образование: Практика  |  Просмотров: 8667

Совместное обучение детей с различными потребностями – это реальный способ воспитания у современных школьников толерантности и посильного участия в жизни и судьбе тех детей, которым, в силу их особенностей, труднее жить, чем другим.

Идея эта замечательная, но просто так принимать в обычные классы детей с особенностями развития, к сожалению, не получается. Многие дети требуют к себе совершенно особого подхода – сопровождения их образовательной деятельности. Обеспечение сопровождения потребовало от специалистов всех уровней образовательной вертикали огромных усилий. Несмотря на это, на сегодняшний день инклюзивное образование остается очень проблемной областью.

В этой связи мне хотелось бы представить модель организации сопровождения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как показывает реальный опыт работы многих инклюзивных классов, именно тьюторское сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является во многих случаях обязательным условием успешности в обучении и социализации особого ребенка.

Причем тьютор должен быть высокопрофессиональным специалистом, мнение которого должно учитываться и учителем, и завучем при организации образовательной среды для ребенка с ОВЗ. Тьютор проводит много времени с ребенком и с классом, в котором он учится, поэтому может представлять картину образовательной среды своего подопечного наиболее полно. Для этого он должен обладать знаниями в области педагогики, психологии, дефектологии, а также аналитическим складом ума, чтобы понять, какие именно ресурсы необходимо привлекать по мере необходимости.

Где же найти такого специалиста? Либо среди выпускников вузов профильных специальностей, либо среди специалистов, прошедших курсы переквалификации или курсы повышения квалификации.

К сожалению, на сегодняшний день ни в одном вузе до сих пор не введена специальность или специализация, рабочее название которой могло бы быть «Тьютор в инклюзивном образовательном пространстве». Более того, такая узкая специализация, по всей видимости, будет малорентабельна. Но эта специализация затрагивает многие дисциплины, не только дефектологию, специальную педагогику, но и философию, и социологию, и основы медицинских знаний.

На сегодняшний момент в Москве и в некоторых регионах проходят курсы повышения квалификации и переквалификации, на которых пока кратко освещаются основные направления тьюторского сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также организационные и юридические вопросы сопровождения ребенка в образовательном пространстве в целом. К сожалению, как показывает практика, не многие слушатели этих курсов стремятся затем работать тьютором.

А запрос на тьюторов велик. Выходом из этой ситуации могла бы быть комплексная система организации сопровождения ребенка с особенностями развития. Частично она уже работает. Вузами и центрами психолого-педагогического сопровождения решаются вопросы сопровождения детей в инклюзивных школах. АНО «Наш Солнечный Мир» ведется активная работа по стажировке студентов. В рамках подушевого финансирования школ введены коэффициенты при обучении детей с инвалидностью – для детей с проблемами поведения этот коэффициент составляет 2, а для детей с двигательными проблемами – 3. Иными словами, у директора школы появляется возможность изыскать средства на тьютора.

То есть внешне картина выглядит вполне достойно – и курсы, и финансирование, и нормативная база. Но в течение года мне постоянно звонят родители, которые ищут тьютора повсюду – и по соцсетям, и по друзьям, и среди дефектологов профильных центров. Таким образом, сейчас поиск тьютора – это, как правило, к сожалению, проблема родителей, а не школы. Хотя никому не приходит в голову искать для своего ребенка учителей-предметников – если ребенок пошел в школу, то очевидно, что учителя в школе имеются в полном комплекте.

 

Приведенная ниже схема наглядна и проста. Роль службы 911, на мой взгляд, должна играть организация, в которую стекается вся информация от школ. Например, это могло бы быть отдельное подразделение ресурсного центра инклюзивного образования, либо районные отделы образования.

Надеюсь, что при слаженной работе всех звеньев этой системы инклюзия не окажется иллюзией, а будет помогать всем детям эффективно учиться вместе.  


И.В.Карпенкова,
К.с.н., психолог
АНО «Наш Солнечный Мир»

 

Комментарии


© РООИ "Перспектива".
Все права защищены 1997-2016
Порядок использования материалов сайта

РООИ «Перспектива» является единственной в России организацией – членом Inclusion Europe
Сделано в студии Олега Потапова

Яндекс.Метрика
Мы принимаем Яндекс.Деньги