Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах требует определенных усилий. Пока большинство школьных зданий не приспособлены к тому, чтобы в них находились дети с инвалидностью. Кроме того, по отношению к детям-инвалидам существует негативное отношение со стороны других людей, а также стереотипы и заблуждения по поводу возможностей инвалидов, что они могут, а чего нет.

РООИ «Перспектива» уже несколько лет занимается проблемой доступа детей-инвалидов к образованию и реализации инклюзивного (включенного) образования в России. Нашу идею поддержал директор и педагогический коллектив обычной московской общеобразовательной школы № 1961района Южное Бутово, которые проявили желание к созданию модели инклюзивного образования в их школе.

Южное Бутово, входящее в ЮЗАО Москвы является районом города, в котором наиболее остро стоит вопрос о реализации права на образование детей-инвалидов. Этот район расположен в отдалении от города, за пределами окружной дороги, являющейся естественной, а во многих местах и административной границей Москвы. (Требуется более 2-х часов, чтобы добраться общественным транспортом от Южного Бутово до, например, центрального округа Москвы, где находятся многие специальные школы для детей-инвалидов).

В Южном Бутове сосредоточенно более 700 семей, воспитывающих 873 детей с инвалидностью. Эти семьи получили здесь квартиры по специальной городской жилищной программе. Вместе с тем, в районе нет специальных школ и детских садов, а общеобразовательные учреждения, как и везде в России, не приспособлены для детей с особыми образовательными потребностями.

Кроме того, школа 1961 была рекомендована для развития инклюзивного образования руководителем управления образования ЮЗАО Москвы. Четырехэтажное школьное здание имеет три специальных подъемника для инвалидов-колясочников, поручни в коридорах для слабовидящих детей, отдельный относительно доступный вход.

В школе № 1961 обучаются 16 детей с инвалидностью, двое из которых (Артем Богиев и Настя Нестеровапередвигаются на инвалидных колясках) обучаются на дому. В этом году ученик 9-го класса Артем исемиклассница Настя решили пойти в школу и учиться вместе со своими сверстниками. Их родители уверены, что это позволит им раскрепоститься, стать более общительными и самостоятельными. Мама Артема говорит, чтообучение на дому недостаточно для получения полноценного образования, поэтому она хочет, чтобы ее ребенок наконец-то смог учиться, как и все остальные дети, в обычном школьном коллективе.

С начала учебного года представители РООИ «Перспектива» и коллектив школы № 1961 начали тесно сотрудничать в создании первой в России школы ДЛЯ ВСЕХ. В течение трех месяцев сотрудники нашей организации будут подготавливать школу для того, чтобы в ней могли обучаться дети с инвалидностью. Перед нами не стоит задача просто «впихнуть» детей в школу, поскольку это может им только навредить. Необходимо сделать так, чтобы и дети-инвалиды, и дети без инвалидности, и педагоги, и родители чувствовали себя спокойно, уверенно и комфортно. Программа подготовки включает в себя:

  • Занятия со школьниками по пониманию инвалидности и толерантному отношению к другим людям,
  • Тренинги с учителями,
  • Привлечение специалистов, которые хорошо знакомы с проблемой обучения детей инвалидов, для обмена опытом,
  • Стажировка нескольких педагогов в Армении, где успешно реализуется совместное обучение,
  • Семинары, встречи с родителями детей-инвалидов и без инвалидности,
  • Создание ресурсной комнаты, где дети с инвалидностью смогут дополнительно заниматься со специалистами,
  • Создание архитектурной доступности в школе.

Наша конечная цель – полноценное обучение детей-инвалидов в рамках общеобразовательной школы.

Начали мы с того, что 1 сентября в ДЕНЬ ЗНАНИЙ поздравили педагогический коллектив и всех детей с праздником и пожелали школе успехов в их новом начинании, подарили плакаты, пропагандирующие инклюзивный подход к образованию и символический цветок. Директор школы Александр Николаевич Киосягласно заявил, что в школе произойдут большие перемены, которые всем только пойдут на пользу.

Этой акции была посвящена статья "Школа без барьеров", опубликованная в газете "Первое сентября".

Через неделю в школу приехал депутат Государственной Думы В.С.Груздьев и журналисты телепрограммы«Парламентский час». Депутату рассказали о планах нашей совместной работы со школой, а также о том, что опыт зарубежных стран показывает, что создание доступных школ и совместное обучение (включенное, или инклюзивное образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное - изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становится более толерантными и научиться уважать другие личности. Депутат Груздьев поддержал наши идеи пожелал успехов в их реализации.