Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

21 марта — международный день человека с синдромом Дауна. По статистике Минздрава, каждый год в России рождается 2500 детей с дополнительной хромосомой. Это генетическое нарушение развития и интеллекта. Дети с синдромом Дауна, как и все, хотят учится считать и писать. Они играют в школьных спектаклях, занимаются плаванием и верховой ездой, катаются на горных лыжах, просто мало кто об этом знает. Итак, знакомьтесь:

Вите Костину 12 лет, он живет в Уфе и учится в 4 классе. Мальчик играет в театральной студии, выступает со спектаклями и профессионально занимается адаптивным плаванием, у спортсмена уже есть золото и серебро. «Мне нравится ходить в школу. Тут я научился читать и писать, а еще я люблю ходить на музыку. У меня много друзей, мы поем вместе», — говорит Витя.

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

Аделия Валеева из Казани учится в третьем классе. Девочка с радостью сама собирает рюкзак. В школе у нее друзья, английский и «окружающий мир». На уроках технологии девочка с удовольствием мастерит поделки, но больше всего она любит занятия спортом: плавание, катание на коньках и лыжах.

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

«Мне нравится учиться в школе. Здесь у меня появилось много новых друзей, даже старшеклассники. Мы вместе ходим на уроки, в столовую, на переменах играем. Больше всего мне нравятся уроки музыки, рисования и физкультуры — у меня на них все получается!» — рассказывает о своих успехах Аделия.

Настя Сахапова из Уфы — школьная звезда, она танцует, занимается горными лыжами и плаванием, занимает призовые места на всероссийских соревнованиях. О своих успехах она рассказывала в интервью телеканала Россия-1.

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

У всех этих школьников синдром Дауна, они ходили в обычный детский сад и когда пришло время собирать школьный портфель, их родители ни на минуту не сомневались: они сделают все, чтобы ребенок учился в обычной школе. «Аделии временами очень трудно учиться, но мы не хотим забирать ребенка из инклюзивной школы, потому что только здесь наша дочь может получить качественное образование и развитие. Девочка меняется, учится новому, приобретает друзей, не замыкается в себе и не зацикливается на своей непохожести на других детей», — отмечает отец Аделии Нафис Валеев.

Включить детей с особенностями развития в обучение педагогам помогает ресурсная комната. В ней педагог проводит индивидуальные занятия, когда это необходимо. В ресурсной комнате есть все, чтобы ребенок с инвалидностьюосвоил программу в игровой форме: тренажеры, игры и методическая литература для педагога.

«Ресурсный класс — один маленький, но очень важный шажок на пути к инклюзии, — объясняет Анна Михайленко, руководитель отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива». — По факту, это место, где ребенок с инвалидностью может «взять» те ресурсы, которых ему не хватает для обучения. Он должен учиться в обычном классе, а ресурсный класс нужен для дополнительных занятий. Например, ребенку с синдромом Дауна нужно больше времени, чем одноклассникам, чтобы усвоить новый материал, а индивидуальные занятия в различных форматах в ресурсном классе дают эту возможность».

Например, Аделии сложно контролировать эмоции. В таких ситуациях ей помогает педагог и возможности ресурсной комнаты: девочка выполняет упражнения на снятие психоэмоционального напряжения и развития навыков самоконтроля. Учитель использует методы музыкальной и арт-терапии, например, вместе они собирают мозаику. Такой подход помогает снимать зажимы в руках, развивать мелкую моторику и формировать образное мышление.

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

Кроме методик адаптивной педагогики важно, чтобы педагоги и дети были готовы встретить ребенка с инвалидностью. Обычно их опасаются, потому что не знают, как взаимодействовать. До того, как прийти в школу, Витя Костин ходил в логопедическую группу детского сада. Поэтому сначала родители опасались, что малышу будет некомфортно в общеобразовательном классе, и волновались, как его примет новый коллектив. Все их сомнения развеялись после того, как в уфимской школе № 87 прошли Уроки доброты для учеников и для педагогов, они помогли создать комфортную обстановку в классе.

На Уроках доброты дети и взрослые узнают, как правильно общаться с людьми и инвалидностью, как помогать и взаимодействовать с ними. Так же сотрудники РООИ «Перспектива» проводят мастер-классы на понимание инвалидности. «Например, мы предлагаем детям набрать полный рот зефира маршмеллоу и прочитать стихотворение. Так они могут почувствовать, как человек с синдромом Дауна во время разговора испытывает спазм голосовых связок и поэтому не имеет возможности говорить чётко и внятно», — поясняет Мария Назукина, специалист отдела инклюзивного образования РООИ «Перспектива». — Такой мастер-класс учит еще и принятию, и умению выслушать человека с особенностями развития.

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школеНелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

У людей с синдромом Дауна не развита мелкая моторика, поэтому им трудно брать в руки мелкие предметы. Чтобы понять, каково это, школьникам без инвалидности предлагают в варежках застегнуть пуговицы на рубашке и завязать шнурки. Это оказывается совсем не просто. Так ребята понимают, что человека с синдромом Дауна не следует торопить или высмеивать, а нужно проявить понимание и терпения.

«Уроки доброты РООИ «Перспектива» очень помогают развитию и продвижению инклюзивной культуры в нашей школе. Занятия дают новые знания не только детям, но и нам, взрослым», – делится впечатлениями Наталья Смирнова, заместитель по воспитательной работе школы №28 г. Химки.

Сложно поверить, что 5 лет назад Настя Сахапова с синдромом Дауна стала первым ребенком с инвалидностью в уфимской школе. Когда родители пришли подавать документы, директор и классный руководитель не знали, что такое инклюзия. Постепенно к Насте привыкли и педагоги, и дети. В школе у нее появились друзья, которых бы не было, если бы она училась дома. «Я никогда не думала, что моя дочка вот так запросто пригласит к себе подружку, и что немаловажно — Лиза, девочка без инвалидности, согласилась», — рассказывает мама Насти Людмила. На «пижамные вечеринки» стали собираться сначала одноклассницы, а затем и девочки из параллельного класса. А еще Настя вместе с подругами ходит на экскурсии, в кино и в музеи».

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

Изменилось и отношение к ребятам с особенностями здоровья и в школе, в которой учится Витя Костин. Мальчик из старшего класса, Камиль раньше сторонился таких ребят. А после Урока доброты он поздоровался с Витей по-мужски, пожал ему руку, познакомился и предложил играть в догонялки, как ни в чем ни бывало. После этой прогулки Камиль подошел к маме и сказал: «Витя нормальный пацан, просто разговаривает непонятно. Мне с ним весело. Давай с ним встречаться чаще!»

Нелишний ученик: ребенок с синдромом Дауна в школе

Анонсы