Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Как пандемия отразилась на школьниках? Итоги Всероссийского опроса

«Дети 2 месяца были в режиме самообучения. Вот и вся дистанционка!», «Нагрузка легла на родителей, но ведь мы не педагоги» и «Верните школу!». Такие комментарии оставляли родители и педагоги во время Всероссийского опроса на тему: «Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью?».

Проводили соцопрос РООИ «Перспектива» при поддержке Национальной коалиции «За образование для всех!» совместно с Inclusive Education Initiative и с участием социологов Международной лаборатории Исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. В опросе приняли участие 303 человека из 100 городов, деревень и поселков со всей России. Получилось составить максимально полную картину происходящего, ведь отвечали на вопросы не только родители детей с инвалидностью, но и педагоги, а также сотрудники НКО. 

Проблемы дистанционного обучения

Абсолютное большинство учителей, психологов и родителей считает, что детям с инвалидностью гораздо сложнее обучаться дистанционно, чем детям без нее. Самая основная проблема – отсутствие у детей доступа к реабилитации и дополнительному образованию. Такую проблему озвучило 57% участников опроса. На втором месте – отсутствие у родителей хоть какой-либо возможности полноценно обучать ребенка дома (55%). Опрос показал, что у большинства родителей нет ни нужных учебников, ни знаний о том, как использовать онлайн-технологии. У некоторых семей ситуация критическая: 28% не имеют компьютера или планшета, а 17% – даже доступа в интернет.

Также родители отметили, что им не предоставили специальных учебных материалов, которые отвечают потребностям ребенка с инвалидностью. Катастрофически не хватает учебников и художественной литературы на шрифте Брайля (81%), речевых коммуникаторов (87%), видеоматериалов с субтитрами (89%). Но хуже всего ситуация обстоит с экранными считывающими устройствами (91%) и отсутствии помощи тьюторов и ассистентов (92%).

В какой поддержке нуждаются семьи

Помимо финансовой помощи, большинство родителей ответили, что в последующие полгода их детям потребуется психологическая поддержка: реабилитационные летние программы, общение со сверстниками, коррекционными педагогами и психологами, а также индивидуальные занятия с репетиторами. 

В психологической поддержке нуждаются и сами родители (85% опрошенных). Также им не хватает знаний о методах обучения своих детей и в целом о юридической стороне вопроса. Каждый пятый родитель указал, что в период карантина ему не хватало информации о своих правах в сфере образования.

А что думают сами дети?

Со слов родителей и педагогов, хуже всего оценивают ситуацию незрячие дети, а также дети с проблемами эмоционально-волевого характера. Большинство говорит о том, что дети с инвалидностью на карантине стали тратить на учебу больше времени (62%). Причем некоторые указали, что теперь у ребенка на учебу уходит все свободное время. К сожалению, это не привело к повышению качества усвоения материала – большинство родителей и педагогов сказали, что на дистанционке успеваемость детей только ухудшилась.

Что ждет детей после открытия школ?

И родители, и педагоги, и дети очень ждут открытия школ. Но многие респонденты высказали опасения по поводу трудностей, которые непременно возникнут в новом учебном году. Это забывание пройденного материала, низкая концентрация внимания, «откат социального общения», потеря навыков работы в классе, стресс, снижение иммунитета за период самоизоляции и, конечно, нехватка педагогов. 

Чтобы избежать этих проблем, родители и педагоги предлагают перенести на начало следующего учебного года темы, которые были изучены самостоятельно в апреле и мае. Также придется уделить время повторению материала и вводить нагрузку постепенно. Не обойтись без административного ресурса: нужно значительно увеличить количество педагогов, психологов, тьюторов и помощников. Абсолютное большинство родителей и педагогов высказали опасения по поводу профилактики коронавируса в школах. Они предложили организовывать обработку и проветривание классов, сделать обязательным ношение масок и перчаток, а также ежедневно измерять температуру у учеников и персонала школы.  

Выводы

Несколько месяцев карантина показали, что организация дистанционного обучения в России пока еще находится на низком уровне. Эта проблема особенно остро стоит для детей с инвалидностью, поскольку многие из них учатся на дому круглый год. В некоторых школах педагоги смогли быстро адаптироваться под новые условия. Но большинство опрошенных родителей убеждены, что школа не справляется с дистанционным форматом, а учителя не выполняют свои обязанности, полностью переложив обучение детей с инвалидностью на плечи родителей. Помимо ухудшения успеваемости, карантин усугубил и проблему изоляции детей с инвалидностью от сверстников, что негативно сказывается на их социализации. 

Полный отчет по анализу результатов опроса можно посмотреть здесь.

Анонсы