Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Трейси Пэрент(Tracy Parent) – специалист по вмешательству, координатор по вспомогательным технологиям системы государственных школ города Вилметт (штат Илинойс, США) – провела тренинг «Технологии в инклюзивном образовании» в ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы.

Событие прошло в рамках проектов РООИ «Перспектива» «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне» и IKEA Centres Russia «На урок вместе».

Визит Трейси в Россию стал результатом давней дружбы и сотрудничества эксперта с РООИ «Перспектива». В этом году американский эксперт запланировала поездки сразу в несколько российских городов: в Москве Трейси сопровождает РООИ «Перспектива», в Екатеринбурге Трейси ждет в гости Ассоциация «Особые люди», и завершит эксперт свое путешествие в Кирове, где проведет семинары для педагогов и родителей, организованные общественной организацией «Дорогою добра».

Таким образом, тренинг в ГБУ ГППЦ Департаменте образования стал первым для Трейси во время ее визита и помог эксперту познакомиться с российскими коллегами и больше узнать о методиках инклюзивного образования, применяемых здесь сегодня. Логопеды, психологи, социальные педагоги, учителя начальной школы и родители детей с инвалидностью – участниками московского тренинга американского специалиста стали более 80 человек. Их целью было узнать о самых прогрессивных технологиях инклюзивного образования и понять идею вспомогательных технологий, которые активно используются за рубежом. Слушателей, несомненно, привлекало и то, что Трейси знает все технологии не только в теории, но и на практике: она сама мама троих взрослых детей, и у одного из ее сыновей аутизм. Эксперт поделилась своим положительным опытом и рассказала, как ее сын перестал бояться общаться с другими детьми, когда пошел в инклюзивную школу. Кроме того, в это время у мальчика улучшились социальные навыки, память.

Трейси отметила, что цель инклюзивного образования в том, чтобы повысить уровень независимости детей с инвалидностью и помочь им стать полноценными членами глобального общества. Вспомогательные технологии дают альтернативный способ выполнения задания и позволяют ребятам с инвалидностью принимать полноправное участие в учебном процессе. Таким образом, вспомогательные технологии способствуют цели инклюзивного образования, повышая уровень успеваемости ребят с инвалидностью и помогая им заниматься по общеобразовательному учебному плану вместе с другими детьми.

Трейси объяснила, что все вспомогательные технологии бывают трех уровней: низший, средний и высший. То есть в помощь ребятам с инвалидностью в современном мире существует множество предметов разной технологичности: от учебника, набранного шрифтом Брайля, и лупы до речевых преобразователей слов и ультрасовременных компьютеров. Трейси предложила участникам попробовать использовать разные средства: выполняя практическое задание от эксперта, педагоги должны были разбиться на команды и разработать программу использования вспомогательных технологий всех уровней для ребенка с определенной инвалидностью.

Свои презентации педагоги представили Трейси. Эксперт отметила, что российские специалисты применяют индивидуальные подходы к каждому ученику и внимательны к особенностям всех учеников – будь то незрячие, слабослышащие, передвигающиеся на коляске дети или ребята с ментальной инвалидностью. Участников семинара, в свою очередь, впечатлил интерактивный подход Трейси, порадовал формат живого общения и возможность мгновенно получить обратную связь. «Тема вспомогательных устройств сегодня очень актуальна: все больше педагогов работают с детьми с инвалидностью и пытаются включить их в процесс обучения. Нам важно понять, какие средства мы можем использовать, чтобы установить коммуникацию с детьми эффективным образом, – делится Евлалия Просветова, психолог РБОО «Центр лечебной педагогики» и проекта родителей детей со множественными нарушениями развития «Краски этого мира. – Я считаю, что встречи с иностранными коллегами очень важны и интересны, это взаимный обмен опытом и идеями, которые мы можем применить уже сегодня».


Светлана Бондаренко, директор комплексного реабилитационного центра «Кентавр»: «В нашем реабилитационном центре мы помогаем ребятам с самыми разными формами инвалидности, и комплексные знания, которые представляет Трейси, очень помогают сориентироваться в том, что необходимо нам. Жаль, что у нас пока не такой уровень компьютеризации, и мы можем применять не все то, о чем рассказывает американский эксперт. Однако опыт иностранных коллег помогает нам понять, в каком направлении развиваться».

Во второй части тренинга Трейси рассказала участникам о том, как поощрять позитивное поведение у учеников с социо-эмоциональными особенностями и расстройством поведения. Педагоги вновь задавали много вопросов и интересовались опытом Трейси. По итогам эксперт выразила восхищение российскими коллегами: «Сегодня мы живем в глобальном мире, и мы все связаны, мир становится меньше, поэтому необходимо делиться опытом коллегам из разных стран. Я вижу, что российские педагоги очень хотят учиться, открыты к новым знаниям, а это главное. Мне очень нравится аудитория здесь, поэтому я рада возвращаться в Россию. Спасибо за приглашение «Перспективе» – это замечательная организация, которая добилась невероятных результатов за годы своей работы. Буду рада продолжить наше сотрудничество!».


РООИ «Перспектива» благодарит ГБУ Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы за помощь в организации семинара. 

Анонсы