Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Круглый стол на тему «Социальное партнерство в инклюзивном образовании» собрал ведущих российских и зарубежных экспертов в области инклюзии, а также представителей Министерства образования и науки РФ.

Идея социального партнерства постепенно становится важным фактором для всех участников процесса продвижения инклюзии – органов государственной власти, общественного и научного сообществ, отметила ведущая круглого стола Светлана Алехина, проректор МГППУ по инклюзивному образованию. Это подтвердил и заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов: «Любые преобразования и влияют на общество, и зависят от него. Скачком перейти из одного состояние в другое невозможно, но прогресс мы уже видим и ощущаем каждый день. Я знаю, что путь будет непростым, я знаю квалификацию наших преподавателей, но тем не менее мы поэтапно и необратимо движемся к новым образовательным стандартам. И учителя, и родители будут другими. Будет другой транспорт, на котором дети с инвалидностью смогут добираться в школу, и даже вахтер в школе должен измениться…»

Каганов особенно подчеркнул важность экспертной поддержки общественных организаций, особенно тех, кто давно и плодотворно работает в этой сфере.

Предваряя следующее выступление, Светлана Алехина пояснила, что инклюзивный подход важен не только в отношении школьного образования, но должен стать практикой и в сфере высшего профессионального. Тему продолжил Никола Скарамуццо, куратор программ в области высшего образования Представительства Европейского Союза в России. Он рассказал о существующей в Евросоюзе программе Erasmus Plus, которая позволит учащимся российских вузов любого уровня отправляться по обмену на учебу в университеты стран ЕС. При этом, подчеркнул господин Скарамуццо, инвалидность не является препятствием, поскольку европейские вузы готовы подстраиваться под нужды любого приехавшего студента.

Жоржетт Мюллер, президент Международной организации по защите прав детей Lumos (Великобритания), рассказала о роли финансово-экономического подхода к продвижению инклюзии. Процесс деинституализации детей с инвалидностью должен проходить одновременно с развитием инклюзивного образования, отметила она, при этом нередко противники этого процесса апеллируют к большим финансовым затратам как препятствию для развития инклюзии. Однако опыт организации, давно работающей в этой сфере, показывает, что ребенок, живущий в семье и посещающий инклюзивную школу, обходится значительно дешевле, чем ребенок, находящийся на содержании в интернате.

Директор Центра лечебной педагогики Анна Битова, в развитие этой темы, сообщила, что нередко родители, относящиеся к маргинальным группам, отправляют ребенка с инвалидностью в интернат, где он живет на содержании государства, а сами продолжают получать причитающиеся за этого ребенка пенсии и льготы, поскольку официально семья от ребенка не отказалась, хотя и не видит его месяцами. С эти надо что-то делать, уверена Битова. Она также подняла вопрос попечительских советов интернатных учреждений: «Нередко состав того совета формируется по приглашению директора учреждения и по его утверждению. Какой в результате будет контроль?» – обрисовала ситуацию Анна Битова и предложила вариант, при котором попечительский совет формировался бы с регионального уровня.

Елена Клочко, заместитель председателя Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничением жизнедеятельности, которая также вела круглый стол, сообщила собравшимся, что в настоящий момент в России насчитывается 132 интерната для детей с инвалидностью, в том числе 122 – для детей с интеллектуальными нарушениями и нарушениями развития, в которых находятся примерно 22 тысячи детей. По словам Клочко, результат совместной государственной политики и общественной поддержки в области усыновления заметен: стали усыновлять и детей с синдромом Дауна. Хотя в этой области еще многое предстоит сделать, в частности, развивать систему услуг на дому. Новый закон о социальной защите инвалидов дает возможность получать целый спектр разных услуг на дому, и среди поставщиков этих услуг отныне могут быть и профильные НКО. Елена Клочко отметила, что наиболее плодотворное сотрудничество у общественности, занимающейся проблемами людей с инвалидностью, происходит с Министерством образования и науки: выпущен закон, в котором говорится об инклюзивном образовании, разработаны и запущены на апробацию федеральные образовательные стандарты для учащихся с особыми образовательными потребностями. Да, есть проблема неготовности многих школ, сложности принятия в слишком большой класс ребенка с особыми потребностями, но движение началось, и это очень важно, считает Елена Клочко. «У нас очень большая страна, 85 регионов, в каждом свое законодательство, поэтому, конечно, какие-то моменты могут быть утеряны, – отметила Клочко. – Однако мы очень надеемся на родительское сообщество и общественные организации в вопросе поддержки и контроля за процессом продвижения инклюзивного образования».

Эрик Иварсон, специалист Департамента образования Гетеборга (Швеция) рассказал собравшимся о том, как он создавал первую в Швеции инклюзивную школу для детей с проблемами слуха. По его словам, важным фактором было взаимодействие с ведущими политическими партиями страны, которые поддержали идею инклюзии.

Евгений Печерский из Самары (руководитель Ассоциации «Десница») изложил этапы формирования инфраструктуры поддержки инклюзивного образования в Самарской области, а Галина Горбатых из Улан-Удэ, руководитель регионального фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», продолжила тему социального партнерства на примере вертикали инклюзивного образования в Бурятии, изложив и успешные примеры, и проблемы, с которыми столкнулись на пути продвижения инклюзии. В свою очередь Наталья Артюшенко, руководитель межведомственной рабочей группы при Координационном совете по делам инвалидов администрации города Томска, поделилась опытом совместной деятельности государственных, муниципальных учреждений и ведомств, некоммерческих организаций в продвижении инклюзивного образования.

Педагог-психолог из Великобритании Джулия Хейз руководитель организации «Создавая инклюзию») в своем выступлении рассказала о своем опыте содействия школам в применении инклюзивных подходов к образовательному процессу. Завершил выступления Калле Кенккеля из Финляндии (директор центра пациентов с аппаратом искусственного дыхания). «Обычно специалисты исследуют проблемы детей с инвалидностью, которые надо решать, – отметил он. – И никто не исследует проблемы, которые находятся в самих школах». По мнению финского эксперта, можно много планировать и сидеть ждать, когда произойдет инклюзия, но она не произойдет, пока не начнется конкретная практическая работа и не появится опыт. Калле также раскритиковал родителей, не желающих отдавать своих детей в общеобразовательные школы и предпочитающих коррекционные: «Не родители должны это решать, а сами дети, – уверен эксперт. – Потому что им потом придется самостоятельно жить в обществе, и они должны учиться это делать и быть к этому готовы».