Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

В столице открылся Московский международный салон образования, где желающие могут посетить и стенд РООИ «Перспектива».

В работе выставки принимают участие более 300 образовательных учреждений, компаний и бизнес-объединений, предлагающих услуги и решения в сфере образования. Ожидается, что выставку посетят свыше 10 000 специалистов образовательной отрасли.

Заметно, что немало разработчиков образовательных методик и технологий, а также учебных пособий и оборудования ориентируют свою продукцию на нужды детей с особыми образовательными потребностями. Многие компании целенаправленно работают на запрос учащихся с разными типами инвалидности, другие готовы адаптировать свою продукцию под этот запрос. Заместитель министра образования Вениамин Каганов, посетивший выставку, отметил, что зарубежные компании разрабатывают много новых технологий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, но и отечественные производители не отстают, делают продукцию не хуже, а иногда и лучше зарубежных аналогов. Каганов особенно подчеркнул важное значение этой работы «чтобы создать равный доступ к образованию всем детям».

В день открытия на выставке прошел круглый стол на тему «Инклюзивное и коррекционное обучение», организованный компанией DPI (разработка и интеграция передовых ИКТ-решений для образовательных учреждений).

Представитель Института ЮНЕСКО Наталья Токарева рассказала о методике и практике использования информационных технологий в обучении детей с проблемами зрения. Елена Берус, координатор программы поддержки обучения студентов с инвалидностью Новосибирского госуниверситета рассказала об успехах и достижениях ребят, которым программа помогла адаптироваться и обучаться в вузе.

Одной из важнейших тем, обсуждавшихся в ходе семинара, стала подготовка кадров для работы в инклюзивном образовательном учреждении. Екатерина Бурмистрова, кандидат наук, педагог-психолог, высказала озабоченность тем, что отечественные вузы пока не готовят в надлежащих количествах специалистов, готовых работать с детьми с разными типами инвалидности. Олигофренопедагог, дефектолог, а тем более тьютор пока еще не стали привычным явлением в общеобразовательных учреждениях.

Мария Перфильева, руководитель направления инклюзивного образования РООИ «Перспектива», отметила необходимость полностью концентрироваться на социальном подходе решения проблем людей с инвалидностью, а не просто принципах «любви и гуманизма». «Это не изменение человека, это изменение среды, отношения, – подчеркнула она. – Надо, чтобы идущий работать человек разделял принципы инклюзии, а для этого нужно как минимум немного изменить содержание обучения в высшей школе, которая ведет подготовку специалистов».

Руководитель Городского ресурсного центра инклюзивного образования Елена Самсонова в своем выступлении обратила внимание собравшихся на то, что существуют не только проблемы, но и их решения. «Есть и программы подготовки, и курсы, и методики, – рассказала она. – Только нужно не откладывать прием в школу ребенка с инвалидностью на «потом», когда школа подготовиться, а брать его сразу и начинать вместе работать и учиться». Самсонова уверена, что если отойти от старых форм преподавания «6 уроков по 45 минут сидя за партой», а использовать современные технологии, все то, что сегодня предлагают высокотехнологичные отрасли, процесс обучения станет удобным для учеников с любыми образовательными потребностями.

Дискуссия развернулась вновь вокруг коррекционного и инклюзивного образования: не противоречит ли одно другому и не означает ли введение инклюзии полного уничтожения системы коррекционных школ или отказа от финансирования специалистов. По мнению Марии Перфильевой, все возможности для взаимовыгодного сотрудничества системы образования и соцзащиты существуют, и нужно лишь уметь грамотно воспользоваться новыми возможностями, открывающимися перед школами. «Не нужно ждать готовых решений, спущенных сверху указаний, подкрепленных графой бюджета, – пояснила она. – Сегодня от специалиста, педагога ждут идей и предложений, которые, разумеется, будут подкреплены соответствующим финансированием».


На круглом столе также выступили сотрудники «Перспективы» Алена Назарова, Ольга Лоева и Владислав Колесников, рассказавшие о своей инвалидности, о том, мешала ли она им учиться в школе и получать высшее образование, а затем о своем трудоустройстве. Влад Колесников также ответил на ряд узкопрофильных вопросов относительно возможностей сурдоперевода в технических вузах.