Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Научился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнаты

В ресурсной комнате новосибирской школы № 67 после уроков идет занятие. Пятиклассник Макар Крючков деловито помогает первокласснику научиться считать, разбирая кубики «Нумикон». Сейчас в это сложно поверить, но в первом классе Макару тоже сложно давался счет. Застенчивый, робкий мальчик с аутизмом стеснялся ровесников. Первые три года в начальной школе он боялся заходить в класс, и учителя занимались с ним индивидуально в отдельном кабинете. Макара сковывал страх перед необходимостью общения с другими детьми, и педагоги не знали, как с этим справиться.

«Нам предлагали перейти в коррекционную школу, но мы настояли на том, чтобы Макар учился в инклюзивной школе. Мы хотели, чтобы у Макара появились друзья. Но на индивидуальном обучении дружить было не с кем», — вспоминает мама Макара Лариса.

Все изменилось после того, как в школа, в которой учится Макар, присоединилась к проекту «На урок — вместе». При поддержке РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России в школе № 67 открылась ресурсная комната, для педагогов прошли тренинги и семинары: эксперты инклюзивного образования объяснили, как адаптировать учебный процесс для ребенка с инвалидностью.

«Дети с аутизмом очень разные, у каждого это нарушение развития проявляется по-своему. Важно понять, в чем особенность конкретного ребенка, и в зависимости от этого найти к нему подход. Например, в ресурсной комнате для гиперактивных детей есть жилет с утяжелением, а для робких — развивающие творческие игры», — объясняет Нурсина Галиева, менеджер проекта «На урок — вместе».

Тьютор ресурсной комнаты Ольга Платонова заметила, что Макар очень любит читать. Сначала она просила его пересказывать сказки и повести, которые он прочитал дома. Затем Макар изучил книги с дидактическими материалами из ресурсной комнаты. Потом мальчика заинтересовал мультимедийный тренажер «Мультикид»: он выглядит как детский компьютер и помогает ребенку в игровой форме осваивать сложные темы.

Научился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнаты

«Макар внимательно изучил инструкцию к этому тренажеру, а затем мы с ним разобрались, как работает эта сложная мультимедийная система. “Мультикид” развивает мышление, любознательность, быстроту реакции, интерес к окружающему миру и умение работать в группе — это как раз то, что было нужно Макару», — говорит тьютор Ольга Платонова.

Макар приходил заниматься с тьютором один на один. А потом она попросила его объяснить, как работает чудо-тренажер, другим детям, и он согласился. Так мальчик сначала заговорил, а затем потихоньку подружился с одноклассниками.

«Я рад, что решился посещать нашу ресурсную комнату. Здесь я познакомился с другими ребятами, у которых тоже были трудности, похожие или непохожие на мои. Я многое понял, перестал бояться знакомиться, общаться. Оказалось, что у меня в классе хорошие ребята, и мне интересно с ними, признается Макар. Теперь мне очень хочется помогать другим детям, если у них есть какие-нибудь проблемы».

Через год регулярных занятий в ресурсной комнате Макар из подопечного превратился в активного волонтера: он знакомит со своим любимым тренажером первоклашек. Педагоги организовали волонтерское движение: после уроков дети постарше занимаются и играют с малышами.

Научился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнаты

«Макар старается получать дополнительные знания и навыки, и порой его ставят в пример одноклассникам. Я была приятно удивлена, когда Макар вдруг загорелся идеей создания в ресурсной комнате специализированной мини-библиотеки. Он собирает для нее книги», рассказывает мама Макара.

Макар интересуется наукой и делится полученными знаниями с другими. Он подготовил собственный проект на тему «Вулканы»: изготовил макет вулкана и показал, как он извергается. Жерло Макар сделал из соленого теста, а лаву — из жидкого мыла, соды, красной гуаши и перекиси водорода. Все это он придумал сам — хотел, чтобы ребятам было интересно. С этим проектом Макар занял второе место на городском научно-практическом конкурсе. Сейчас он думает над новым проектом. Пожелаем Макару удачи!

Мероприятия для учащихся школы № 67 в Новосибирске проведены в рамках федерального проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». В Новосибирске проект реализует Ассоциация «Интеграция». За 2019 год благодаря проекту было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и других регионов, проведено более 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.

Научился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнатыНаучился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнатыНаучился сам — помоги другому: как Макар стал волонтером ресурсной комнаты