Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Эксперты Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, провели в выставочном зале «Манеж» семинар на тему «Инклюзия в учреждениях культуры». Накануне все желающие могли принять участие в видеоконференции на данную тему.

Ведущие Уилла Кролиус (Willa Crolius) и Габриела Бономе-Симс (Gabriela Bonome-Sims) сразу пояснили, что в основе инклюзивного подхода лежит социальная устойчивость среды, когда все пространство целиком подходит для людей с любыми потребностями и ограничениями. Габриела Бономе-Симс привела статистику, согласно которой население Земли стремительно стареет, а это значит, меняется состояние здоровья, с одной стороны, а с другой – высвобождается время, которое пожилой человек может посвятить культурному досугу.

Опираясь на статистику США, эксперт сообщила, что в ее стране проживает 56,7 человек с инвалидностью, из них 30 млн с трудом передвигаются, а 3,6 млн используют для передвижения инвалидную коляску. Кроме того, возросло число людей с когнитивными проблемами и расстройствами, что также требует особенного подхода. С годами у людей также портится зрение, а это значит, что требуется особо заботиться об освещенности и навигации. Таким образом, универсальный дизайн старается учитывать три типа физических ограничений человека: физические, сенсорные и когнитивные.

«Таким образом,  подытожила Габриела Бономе-Симс,  среди посетителей музеев может оказаться немало людей с теми или иными ограничениями, поэтому планировать пространство, ориентируясь на среднего человека, означает заранее отсекать немалое число других людей».

По словам эксперта, универсальный дизайн – это попытка сделать пространство более приспособленным для людей с ограниченными возможностями, чем это определено соответствующим законодательством государства. Но начинается он именно с доступности в соответствии с госстандартами.

Группа дизайнеров, педагогов, активных людей с инвалидностью, собравшись однажды, разработала семь основных принципов универсального дизайна в культурных учреждениях. Во-первых, требовалось, чтобы его могли использовать люди с разными возможностями. Кроме того, охват должен был быть гибкий, учитывая широкий спектр индивидуальных особенностей. Еще одно требование – простота и интуитивность. Также необходимо наличие заметной и хорошо воспринимаемой информации. Важным принципом стала устойчивость к ошибкам людей, которая бы сводила к минимуму опасность и неприятные последствия. Дизайн должен быть удобен настолько, чтобы пользователь прикладывал минимум физических усилий. Ну и наконец пространство должно быть такого размера, чтобы не зависеть ни от размеров тела человека, ни от его способов передвижения.

После этого Габриела Бономе-Симс перешла к мировым практикам, иллюстрируя идеи конкретными примерами универсального дизайна в разных учреждениях культуры. В частности, показала, как можно сделать доступным старинное здание – во Франции замок герцогов Бретонских оснастили лифтом, причем сделали его ярко-красного цвета и необычного дизайна, так, что он тоже стал заметной частью музея. Кроме того, для улучшения навигации в пол были вмонтированы лампочки.

В Музее Уитни в Нью-Йорке нужен был пандус, но для внесения изменений в архитектуру старинного здания требовалось специальное разрешение. Однако когда пандус был построен, удобно стало всем: и мамам с колясками, и тем, кто вез что-то тяжелое. Эксперт рассказала также, как шла модернизация здания Сиднейской оперы: соединение парковки с остальной частью здания специальными лифтами и эскалаторами.

Помимо физической, усовершенствований требует информационная среда культурного учреждения. В первую очередь это веб-сайт музея, который должен стать доступным для людей с разными типами инвалидности. На нем также должен быть раздел, рассказывающий людям с ограниченными возможностями о тех удобствах, которые предлагает им музей. Есть и другие примеры: Тейт-музей в Лондоне, например, предлагает звуковое описание картин, которым может воспользоваться незрячий, а в замке Уильямс (Нью-Йорк) посетителям предлагается сенсорная экспозиция. В Германии существует говорящая тактильная модель Берлина с сенсорами, позволяющая считать информацию через смартфон. «Любой сотрудник музея должен знать и уметь помочь посетителю с разными особенностями, сделав нужные пояснения», - сообщила эксперт.

Во многих странах существуют и специально ориентированные программы, учитывающие потребности разных пользователей. Например, театр Гарвардского университета предлагает отдельные спектакли незрячим, в ходе пьесы здесь потрогать костюмы актеров…

Коммуникационная среда – существенная часть адаптации учреждения культуры. Например, в зависимости от предполагаемого количества визитеров, нужно учитывать акустику музейного пространства.

Наконец, гибкие правила самого музея или театра по отношению к посетителям с особенностями могут существенно облегчить жизнь: если семейная пара сможет воспользоваться туалетом за кулисами, ребенок с аутизмом сможет найти уединенное пространство, а все без исключения люди, работающие на территории музея или театра, будут соответствующим образом подготовлены.

После презентации было немало вопросов: существуют ли в США экспозиции произведений самих людей с инвалидностью? Каковы объемы и источники финансирования? Делаются ли акустические исследования пространства на предмет ориентации в нем незрячих и много других.

«Это был очень интересный обмен опытом, - поделилась впечатлениями заведующая отделом коммуникаций Музея Москвы Светлана Исайкина. – Мы посмотрели, на каком уровне все это находится в США, в других странах. У нас тоже за последнее время появилось немало элементов доступности в музеях и других учреждениях культуры, например, в некоторых театрах поменяли программу. Главное - понимать проблему, чтобы знать, как ее решить».

Запись видеоконференции "Роль универсального дизайна в организации инклюзии в учреждениях культуры", прошедшей накануне утром в офисе «Перспективы»: http://youtu.be/nwjxXbzZrok