Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Эксперты Бостонского института дизайна, ориентированного на человека, провели для сотрудников «Перспективы» практический семинар по оценке доступности музейных зданий и экспозиций.

Свои залы для семинара предоставил Музей Москвы, готовый принять оценку экспертов и их рекомендации. Вела занятие Уилла Кролиус (Willa Crolius), эксперт, нынешней весной уже побывавшая по приглашению «Перспективы» в Москве и давшая серию семинаров, посвященных инклюзивной среде и универсальному дизайну.

Первая часть семинара была посвящена краткому рассказу о Бостонском Институте дизайна, ориентированного на человека (Institute for Human Centered Design), который стал первой НКО в США, которая занялась проблемами дизайна, инвалидности и старения, работая над оптимальными решениями среды. Эксперты Института способствуют совершенствованию законодательства в области инклюзии, продвигают конкретные методики дизайна, занимаются обучением, тренингами, проводят исследования.

Для того чтобы оценить, насколько инклюзивна та или иная среда, требуется работа специально подготовленных пользователей-экспертов. Институт уже несколько лет сотрудничает с двумя сотнями пользователей-экспертов с разными типами инвалидности, которые профессионально занимаются оценкой среды и на физическую доступность, и на информационную, коммуникативную, отношенческую. Очень важна политика того или иного учреждения по отношению к людям с инвалидностью, пожилым и др.

После теоретической части и ответа на ряд вопросов Уилла Кролиус перешла к рассказу о практических навыках, которыми должен обладать пользователь-эксперт. Важной частью семинара была именно практика: сотрудники «Перспективы», среди которых были люди, использующие инвалидную коляску, незрячие и слабовидящие, слабослышащие и имеющие трудности при передвижении, должны были оценить здания и залы музея на доступность для людей с конкретными типами инвалидности.

«Помните о статье 30 Конвенции о правах инвалидов, – заключила эксперт. – Люди с инвалидностью имеют право вести культурную жизнь, иметь досуг так же, как и все другие люди». Консультант-дизайнер Габриела Бономе-Симс (Gabriela Bonome-Sims), которая помогала вести семинар, попросила участников практического занятия все время задавать себе вопрос: «Комфортно ли мне? Приду ли я сюда еще раз?»

Первое, на что обратили внимание сотрудники «Перспективы», передвигающиеся на колясках, – отсутствие парковки возле здания музея. Не секрет, что общественный транспорт, особенно метро, все еще не слишком приспособлен для использования теми, кто передвигается на коляске. Автомобиль для них пока основной вид транспорта. Однако к Музею Москвы приехать можно только на такси, поскольку Музей не предоставляет парковочное пространство даже для людей с инвалидностью.

У входа в здание №3 Александр Зайкин (незрячий) и Григорий Кузнецов (слабовидящий) сразу отметили отсутствие звуковых указателей на вход, отсутствие тактильной плитки, мелкий шрифт на табло у входа. Внутри, на небольшом спуске от двери в холл, не помешали бы перила, причем не только для людей с инвалидностью, отметили сотрудники «Перспективы». Мария Генделева, руководитель направления Универсальный дизайн, записала замечание о слишком тяжелой входной двери, которую довольно нелегко открыть человеку на коляске. Как преимущество оценили желтую наклейку на той створке двери, которая открыта (да, в наших традициях открыта обычно только одна створка).

Поднимаясь на второй этаж, все сотрудники на колясках единодушно заявили о слишком крутом подъеме, перилах лишь с одной стороны, которые еще и расположены на не слишком удобной высоте. В зале экспозиции Петр Рыжков отметил, что мягкое покрытие на полу также затрудняет передвижение на коляске.

Серьезная дискуссия разгорелась относительно доступности музея для незрячих – стоит ли заботиться о тактильной плитке у входа, если человек все равно не сможет оценить экспонаты, которые, как известно, руками трогать нельзя. После долгих споров участники семинара пришли к выводу, что ценные экспонаты могли бы быть дублированы макетами и снабжены табличками со шрифтом Брайля, чтобы незрячий человек мог все-таки представить себе тем способом, который ему доступен, как жили в Москве пятьсот лет назад.

По итогам семинара свои оценки, замечания и предложения эксперты-пользователи РООИ «Перспектива» передадут руководству музея.