Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Гости «Перспективы» – эксперты из Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, встретились с родителями детей с инвалидностью и провели двухдневный семинар для педагогов, воспитателей, психологов, дефектологов, логопедов и специалистов ресурсных центров.

Встреча с родителями прошла 24 апреля в офисе «Перспективы» и была в целом неформальной: американцы захотели из первых рук узнать о том, с какими проблемами сталкиваются в нашей стране папы и мамы детей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья. На встречу приехали родители детей с самыми разными типами инвалидности – аутизмом и синдромом Дауна, тех, кто передвигается на коляске, и тех, у кого онкологическое заболевание. Рассказывали много и подробно, начиная с детского сада, психолого-медико-педагогических комиссий, специальных школ. В беседе принимали участие родители подростков, которые на собственном опыте могли оценить произошедшие в стране изменения в отношении к их детям. Практически все отметили, что многое изменилось в лучшую сторону, и если раньше в школах родителям говорили о том, что дети с ментальной инвалидностью необучаемы, то теперь уже во многих местах готовы рассматривать варианты совместного обучения детей и с инвалидностью и без.

Остались и проблемы, в частности, катастрофическая нехватка тьюторов разного профиля, хотя их обязательное присутствие в штатном расписании предусмотрено новой редакцией Закона об образовании. «Проблема еще и в том, что эти кадры пока не готовы», – пояснила сотрудник «Перспективы» Юлия Симонова.

«Для меня очень важно узнать как можно больше об их родительском опыте, понять российскую систему, чтобы иметь возможность что-то советовать, быть полезными с нашим опытом», – пояснила эксперт Стейси Харт. В частности, американцы рассказали о том, что в США тоже есть специальные школы для детей с особенностями развития, но за обучение ребенка в такой школе платит обычная общеобразовательная школа. Поэтому общеобразовательным школам выгоднее брать таких учеников к себе и учить вместе со всеми остальными детьми.

23-24 апреля гости провели семинар, в котором приняли участие в общей сложности полторы сотни московских педагогов и специалистов сопровождения. В первый день Стейси Харт рассказала об опыте инклюзивного образования в США и о дальнейшем сопровождении учеников, окончивших школу. Это острый вопрос для всех родителей детей с инвалидностью. В США школа вместе с выпускником и его родителями занимается подбором колледжа, затем уже вместе с представителями колледжа вырабатывается индивидуальный образовательный план для ученика. Но и после этого школа продолжает наблюдать своего выпускника, интересоваться его прогрессом, оказывать необходимую поддержку.

«Это очень интересный опыт, – поделилась преподаватель коррекционной школы №532 Елена Борисовна Морозова. – Мы сейчас тоже вошли в образовательный центр, частью которого является колледж, поэтому у наших детей появился шанс на дальнейшее образование. А в целом могу сказать, что когда дети с особенностями развития находятся вместе с другими детьми, тянутся за ними, стараются подражать, у них заметен очень серьезный прогресс в развитии».

Стейси Харт рассказала также, что американская школа учит детей с инвалидностью не только основным предметам, но и жизненным навыкам: как передвигаться на общественном транспорте, как пойти в магазин и купить что-нибудь... Российских педагогов интересовал вопрос, какой документ получают дети с особенностями развития по окончании школы. Оказалось, здесь ситуация примерно такая же, как и в России: кому удалось справиться с общеобразовательной программой, получают официальный диплом, а кому нет – обычное свидетельство (справку) об окончании образовательного учреждения.

Второй день семинар вела Уилла Кролиус и он был посвящен использованию новых методик, в том числе универсального дизайна в инклюзивном образовании.

Оценивая свой нынешний визит в Россию, Уилла отметила: «Мы встретились с интересными людьми, приняли участие в важных дискуссиях. Те, с кем мы встречались, как правило открыты идеям инклюзивного образования, они стремились получить новые знания, обменяться информацией, чтобы найти оптимальные пути дальнейшего продвижения инклюзии. Особенно интересно было побывать в разных школах, посмотреть, что у вас уже делается в области инклюзивного образования и оценить перспективы».

Американские эксперты также встретились с представителями Министерства образования РФ. В их планах – лекции-презентации для студентов МГППУ.