Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

Подписка на новости
Заполнив данную форму, вы даёте согласие на обработку ваших персональных данных

Сотрудники РООИ «Перспектива» провели специальный тренинг для будущих наставников «Мастерславля».

Этот замечательный детский город мастеров открывается нынешней весной в Афимолле на Пресненской набережной, и можно сразу сказать, что такой город – настоящая мечта для многих ребят. Привыкшие к «кнопочной» виртуальной жизни, в «Мастерславле» дети получат возможность познакомиться с настоящей профессией, когда люди своими руками делают реальные нужные всем вещи – чинят велосипеды и водят автомобили, лечат людей, работают в банке и на почте, в магазине и на вокзале, шьют костюмы в ателье и делают прически в салоне красоты. В этом городе есть свой театр и музей, полиция и кондитерская, пожарная служба и таможня. Можно гулять по улицам, можно посидеть на скамейке в сквере, а можно отправиться в одну из мастерских, чтобы за полчаса отведенных на одно посещение узнать о профессии и поиграть в профессию почти по-настоящему. Можно даже заработать денег, тоже почти настоящих, и здесь же их потратить.

Создатели «Мастерславля», группа компаний «Эспро», поставили целью создать в этом почти настоящем городе самую настоящую инклюзивную среду, в которой будут удобно себя чувствовать дети с любыми особенностями и ограничениями здоровья. Потому что всем нужно выбрать себе дело по душе, и ребята с инвалидностью должны быть с детства уверены, что их тоже ждет серьезная и важная работа, когда они вырастут.

Для того, чтобы наставники мастерских были готовы к встрече детей, РООИ «Перспектива», которая входит в попечительский совет «Мастерславля», провела цикл тренингов для тех, кто будет работать с детьми.

В самом начале все участники тренинга получили наклейку на лоб – «футболист» и «повар», «алкоголик» и «банкир», «летчик» и «картежник»... Никто не знал, какая наклейка украшает его собственный лоб, но, ориентируясь по надписям на чужих наклейках, нужно было выбрать себе двух напарников, чтобы провести несколько дней в одном гостиничном номере. Когда участники наконец разбились на тройки, каждый объяснил, почему он выбрал именно этих людей, а не других. Сложнее всех пришлось «алкоголику»: никто не хотел селиться с ним в одном номере, и Андрей, чей лоб украшала эта наклейка, несколько раз обиженно повторил, что надеется, никто не думает, что он на самом деле такой.

После этой игры один из ведущих тренинга Сергей Прушинский объяснил будущим наставникам смысл ярлыков и стереотипов, с которыми обычно подходят к людям с инвалидностью, даже не будучи знакомыми.

«Несчастные», «одинокие», «жалкие» – такие стереотипы перечислили участники тренинга, подразумевая людей с инвалидностью. Затем, вспомнив недавние Паралимпийские игры, ребята стали предлагать другие варианты – «сильные», «мужественные»...

Сергей Прушинский объяснил, что стереотипы могут быть двух видов – кроме негативных, есть еще и ошибочное представление о людях с инвалидностью как о героях и очень талантливых. «На самом деле мы самые обычные, – объяснил Сергей. – и процент героев, и талантов, и неудачников среди нас такой же, как и среди прочих людей. Поэтому не нужно ни жалости, ни восхищения, а просто обычное нормальное отношение, как ко всем людям».

Затем Прушинский объяснил разницу между медицинским и социальным подходом к инвалидности, указав, что первый опирается на ограничения возможностей человека, вызванных инвалидностью, а второй исходит из ограничений среды, которая просто не обустроена должным образом и не учитывает потребности всех людей без исключения. «Вскоре в Москве появится много автобусов без привычных нам высоких ступенек, с низким полом, и войти в этот автобус будет удобно и человку с инвалидностью, и маме с коляской, и пожилому человеку, и человеку с тяжелым громоздким багажом», – объяснил на простом примере ведущий теорию универсального дизайна.

В свою очередь другая ведущая, Юлия Симонова, рассказала наставникам «Мастерславля» о терминологии, которую не стоит употреблять говоря о людях с инвалидностью. «Не бросайтесь на помощь, сначала узнайте, нужна ли она, и какая», – рассказывала Юлия. Она также объяснила, что люди на колясках, говоря о своих передвижениях, употребляют такие же слова, как и остальные – «пришел», «пойду», «зайти».

После теоретической части начался собственно тренинг. Участников разделили на небольшие группы, где часть представляла собой «детей», в том числе с инвалидностью, а кто-то один должен был играть роль наставника. Надо сказать, роли оказались непростыми для всех: те, кто сел в инвалидную коляску или надел повязку на глаза, или закрыл уши наушниками, получили возможность на себе ощутить ограничения, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью. Наставники же должны были одновременно вспомнить и применить все теоретические знания: как познакомить ребенка с профессией, как учесть его инвалидность и что сказать, а что ни в коем случае не произнести. Соведущая, сотрудник РООИ «Перспектива» Екатерина Выговская, которая профессионально работает с детьми с инвалидностью, по ходу тренинга отвечала на вопросы его участников.

РООИ «Перспектива» рассчитывает, что с опытом наставники станут чувствовать себя более свободно, занимаясь с детьми с инвалидностью. В свою очередь хозяева «Мастерславля» с радостью встретят у себя в городе всех детей, невзирая на их особенности или ограничения здоровья.